Российский рынок ценных бумаг напоминает бессветофорную трассу, в конце которой есть светофор

01 липня 2013
РЦБ.РФ, `06, 2013

http://www.rcb.ru/rcb/2013-05/217991/

В последние годы российский фондовый рынок сложно назвать привлекательным. Продолжается отток капитала, инвесторы уходят, новые бизнесы не создаются. Свой взгляд на ситуацию в России, возможные реформы, перспективы развития и альтернативные предложения инвесторам в интервью журналу «Рынок ценных бумаг» представил управляющий директор Saxo Bank в России Игорь Домброван.

РЦБ:Не секрет, что все больше российских инвесторов уходят на зарубежные рынки. Каковы, по Вашему мнению, основные причины непривлекательности российского фондового рынка для внутреннего и зарубежного инвесторов?

И. Д. Российский фондовый рынок можно рассматривать как индексный фонд неф­тегазовой промышленности, что обусловлено ролью поставщика углеводородных ресурсов — нефти и газа, которую играет наша страна на мировом рынке, и объясняет сильную зависимость российского фондового рынка от цен на нефть. Диверсифицированный портфель должен включать в себя акции и облигации, товарно-сырьевые фьючерсы и другие инструменты. Но владея акциями только российских предприятий, мы берем на себя большой риск, потому что на самом деле держим производные от нефти. Иностранцы понимают это лучше российских инвесторов. Всплеск притока капитала в Россию от международных инвесторов происходит, когда цены на нефть достигают своих максимумов. И причины, стимулирующие приток иностранного капитала в Россию, понятны: во-первых, вложение в актив, который сильно коррелирует с нефтью (но не в саму нефть), а во-вторых, погоня за прибыльностью. На мировых финансовых рынках сейчас запущены программы по накачке ликвидностью с целью выхода из долгового кризиса, поэтому растет фондовый рынок США. Инвесторы, имеющие «дешевые» деньги, ищут доходность, следовательно, эти капиталы перетекают на рынки развивающихся стран. Российскому инвестору, желающему заработать, держать деньги только в российских акциях очень рискованно, в том числе из-за изменения ситуации на мировом рынке энергоресурсов. В США стартовала программа энергетической независимости от остального мира, в ходе реализации которой спрос на эти ресурсы должен уменьшиться. Согласно принятой Пентагоном программе 50% энергии, вырабатываемой в США, к 2020 г. будет добываться с помощью альтернативных источников, а, как показывает история, стратегические программы Пентагона привносят много нового в нашу жизнь.

РЦБ:Рынки каких стран пользуются большей популярностью у российских инвесторов?

И. Д. Я бы рассмотрел привлекательность рынков для инвесторов вообще, не только для российских. С точки зрения перспектив наиболее привлекательны американский и азиатский рынки, а самые грустные перспективы у Европы. Хотя и здесь есть интересные возможности для инвестиций. Например, по нашему мнению, недооценены некоторые банки: Raiffeisen Bank, Deutsche Bank и Danske Bank, а также, например, производитель косметики Beiersdorf AG. В будущем возможно смещение фокуса в сторону азиатских рынков.

РЦБ:Акции каких зарубежных компаний наиболее востребованы российскими инвесторами?

И. Д. Здесь вариантов довольно много. Кто-то инвестирует в то, что на слуху, — Apple, Google, Coca-Cola, MacDonald’s. Кто-то целенаправленно досконально изучает определенный рынок и вкладывается в него. Даже бывают случаи, когда клиенты выходят к нам с просьбой добавить в торговый терминал акции какой-то определенной специализированной компании. Но в целом я не рекомендовал бы среднестатистическому инвестору собирать портфолио из 50 акций, самостоятельно отслеживать и балансировать его — желательно оставить это квалифицированным специалистам инвестиционных фондов и аналитикам. Обычному человеку лучше инвестировать в индексные фонды, а совершать какие-либо движения предпочтительнее не с отдельными компаниями, а с секторами. Наиболее перспективной отраслью, по моему мнению, являются альтернативные источники энергии, и если в этой сфере действительно свершится прорыв, то на этом можно будет заработать. Перспективным направлением ХХI в. станут биотехнологии. Возможно, эти отрасли в будущем будут взаимосвязаны.

РЦБ:Какие возможности банк предоставляет своим клиентам?

И. Д. Если рассматривать этот вопрос в широком контексте, то через Saxo Bank можно получить доступ практически ко всем существующим в мире классам активов: продавать и покупать акции, облигации, индексные и биржевые фонды, опционы, валюту, товарно-сырьевые и валютные фьючерсы и т. д. Стратегическая цель банка заключается в том, чтобы инвестор, имея счет в Saxo Bank, мог на единой платформе и в одной программе торговать несколькими инструментами на разных площадках. В данный момент мы продолжаем реализовывать эту задачу.

РЦБ:Почему в вашем списке торговых площадок нет Московской Биржи?

И. Д. Мы планируем развивать сотрудничество с Московской Биржей, но на сегодняшний день торговать на ней дороже, чем на других мировых площадках, что невыгодно для наших клиентов. Но поскольку российские и иностранные клиенты могут торговать акциями российских предприятий с помощью депозитарных расписок этих эмитентов на американских и европейских биржах (а депозитарные расписки имеют практически все российские «голубые фишки», и Роснефть, и ВымпелКом, и Сбербанк), то данный проект является не самым срочным.

РЦБ:Чем российский трейдинг отличается от западного?

И. Д. Различий у российского и западного трейдинга практически нет: у всех брокеров есть онлайн-платформы, многие предоставляют как прямой доступ на биржу, так и через производные инструменты. Главное отличие заключается в недостаточной развитости данных услуг в России из-за сложности и дороговизны внедрения новых IT-продуктов банками. Поэтому мы разработали программу White Label. Это форма сотрудничества с финансовыми организациями, при которой банк или инвестиционная компания, решившие оказывать своим клиентам брокерские услуги, заключают соглашение с Saxo Bank. Реализация проекта занимает обычно 2—3 мес., после чего клиенты данного банка-партнера получают все, что предлагает Saxo Bank, но под лейблом своего банка. Таким образом, банку-партнеру нет необходимости создавать бэк-офис, проводить сделки, готовить отчетность и управлять рисками — все это происходит автоматически на стороне Saxo Bank. Такой способ сотрудничества очень популярен в Европе. В России он менее распространен, так как многие банки считают, что самостоятельно могут сделать это лучше. Кроме того, более широкому использованию этой программы препятствует несовершенная законодательная база. Но и в России у нас уже есть несколько White Label-клиентов, не говоря уже о представляющих брокерах.

РЦБ:Как можно использовать диверсифицированный инвестиционный портфель при торговле инструментами валютного рынка, фьючерсами и CFD?

И. Д. Типичный пример диверсификации инвестиционного портфеля — купить акции и продать валюту. Если в какой-то стране в каком-либо секторе появились хорошие перспективы и назревают изменения рыночной конъюнктуры, при этом государство проводит кредитно-денежную политику, при которой неизбежны снижение курса и девальвация валюты, то мы можем заработать на акциях, но потерять на девальвации. Более сложным вариантом диверсификации является концепция вечного портфеля — она интересна для тех, кто не хочет заниматься этим профессионально самостоятельно. Согласно этой концепции люди делят портфель на 4 части: акции через ETF, облигации, золото и наличные средства. Таким образом, вы готовы частью своего портфеля к любой ситуации в экономике, а раз в год или квартал происходит перебалансировка портфеля.

РЦБ:В России в инфраструктуре РЦБ в последнее время произошли существенные изменения: объединение бирж, создание Центрального депозитария, предоставление возможности для Euroclear и Clearstream открывать счета своим клиентам в ЦД — и все это произошло под лозунгом создания более комфортных условий для иностранных инвесторов. Как, по-Вашему, удалось ли достичь этой цели?

И. Д. Я считаю, что изменения идут в не совсем правильном направлении. Все силы сейчас брошены на формирование инфраструктуры финансовых рынков с целью привлечения иностранных капиталов в Россию. Между тем проблема заключается в том, что дальше этим капиталам двигаться некуда — в нашей стране нет новых бизнесов и предприятий, в экономике ничего нового не происходит. Параллельно с прокладыванием удобных каналов для движения капитала необходимо обеспечить появление объектов для инвестирования. Действия по совершенствованию инфраструктуры российского РЦБ можно сравнить с желанием властей построить бессветофорные трассы, транспортный поток на которых все равно стоит, поскольку в конце этой трассы все-таки есть светофор. Пока мы закрываем на это глаза, российский фондовый рынок будет повторять графики движения цен на нефть, у нас не будет диверсификации. Россия будет рассматриваться мировыми финансовыми рынками как еще один рисковый рынок. Зато когда решения станут приниматься осознанно и будут приняты изменения в законодательстве, по всем каналам, которые сейчас создаются, потекут капиталы.

РЦБ:И все-таки, что может способствовать росту привлекательности российского рынка для инвесторов?

И. Д. Во-первых, создание прочной законодательной базы, во-вторых, совершенствование судебно-исполнительной системы, все вместе это должно дать главный результат — защиту прав собственности, без которой экономический рост невозможен. Также, безусловно, важна диверсификация экономической модели — нельзя, чтобы страна зависела от 1—2 продуктов и отраслей. Диверсификация рыночной модели — это развитие новых отраслей, что в свою очередь невозможно без развития защиты прав собственности.

РЦБ:Что предлагает Saxo Bank такого, чего нет у других российских брокеров?

И. Д. Наше основное преимущество в том, что мы предлагаем клиентам выбор. Российские брокеры зачастую ограничиваются только российским рынком и небольшим опосредованным набором продуктов западных рынков. Мы же предоставляем выход на 30 бирж мира. Открывая счет у нас, вы получаете счет в датском банке, что подразумевает гарантию сохранности средств, поскольку все счета застрахованы на сумму до 100 тыс. евро. Мы регулируемся как европейский банк и должны отчитаться перед нашим регулятором по каждой сделке, и эта информация раскрывается публично.

РЦБ:Кто чаще всего становится вашими клиентами?

И. Д. В основном мы работаем с физическими лицами, как правило, это либо предприниматели, либо те, кто профессионально работает в финансовой сфере. Люди, которые серьезно подходят к трейдингу и инвестированию, хотят сформировать диверсифицированный портфель или существенно расширить свои возможности для торговли каким-то активом. Например, мы предлагаем на FOREX 160 валютных пар — абсолютное большинство на рынке на данный момент. Или, к примеру, выбор из почти 15 тыс. акций либо несколько тысяч биржевых фондов (которые, как известно, являются аналогами российских ПИФов, только при этом еще торгуются на бирже и, соответственно, обладают большей ликвидностью и имеют более низкие комиссии). В то же время многие крупные российские клиенты заходят к нам через юрлица — офшорные компании. У нас существует специальная категория счетов — корпоративный инвестиционный счет. Естественно, все обслуживание — на русском языке, а все консультации, открытие, закрытие, пополнение счета и вывод средств — абсолютно бесплатно.

РЦБ:Как Вы считаете, каковы перспективы обслуживания клиентских счетов в офшорах в связи с последними событиями на Кипре?

И. Д. Наш банк эта проблема не коснулась, у нас все счета открываются в Дании, но отрасль в целом, конечно, пострадала, доверие к банкам пошатнулось. Люди очень напуганы произошедшим на Кипре и с опаской относятся к евро как валюте в принципе. Напомню, что Дания не входит в еврозону, а датская крона считается альтернативной валютой-убежищем. Кипрские события стали первым сигналом, и я почти уверен, что такая ситуация повторится уже в Европе.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24