Рецессии не будет

02 грудня 2011
Елена Снежко, "Инвестгазета", №45, 2011

http://www.investgazeta.net/politika-i-ekonomika/recessii-ne-budet-162267/

Фред Бергстен, директор Peterson Institute of International Economics, о том, почему Италии не грозит греческий сценарий и чем плохо то, что на ЕС давят рынки, а на США — нет

Мы встретились для интервью в кафе гостиницы как раз после того, как Фред Бергстен покорил монумент «Родина-мать» в Киеве. «Очередная экспансия американцев», — пошутил 70-летний директор Peterson Institute of International Economics, с гордостью рассказывая, как поднимался вверх по лестнице памятника внутри руки со щитом. Один из самых влиятельных американских экономистов приехал в Киев по приглашению Фонда Виктора Пинчука, чтобы прочитать лекцию для студентов «Завтра.UA» о глобальной экономике и кризисе. Об этом, только гораздо детальнее, зашел разговор Бергстена и с «Инвестгазетой». В своем интервью глава самого влиятельного американского исследовательского центра так аргументированно и убедительно рассказал о будущем Евросоюза и США, что даже иностранец, сидевший на протяжении всего интервью за соседним столиком, не преминул поблагодарить его за услышанное.

Весь мир сегодня говорит о наступлении очередной глобальной рецессии, но на деле ничего, кроме стагнации в развитых странах, пока не происходит. Так будет ли рецессия на самом деле?

Нет, это все разговоры впустую. В ближайшие годы в развитых странах будет медленный рост, но не повторение рецессии. В США рост уже понемногу ускоряется. Если в первой половине 2011 года американская экономика выросла на 1%, то во второй она выйдет на 2-3% и сохранит эти темпы в следующем году. Состояние Западной Европы хуже. В 2012-м ее экономика вырастет всего на 1-1,5% из-за финансовых проблем. Правда, в отдельных странах — Греции, Португалии, Испании — повторная рецессия уже наступила, но всему Евросоюзу и зоне евро, в частности, это не грозит.

Сколько лет понадобится ЕС и США на полное восстановление экономики?

После финансовых кризисов, как правило, требуется 5-10 лет, чтобы восстановить экономику до предкризисного уровня и привести балансы государств, компаний и банков в порядок. В США кризис начался в 2007 году, а значит, длится уже четыре года. Таким образом, полное выздоровление американской экономики произойдет, скорее всего, в 2013-2014 годах. В Европе немного позже — где-то в 2015-м. 

Пока в ЕС больше обсуждают перспективы дефолтов стран, чем восстановления. На ваш взгляд, произойдет ли фактический дефолт Италии (по примеру Греции)?

Думаю, долговой кризис в этой стране не достигнет уровня Греции. Афины достаточно долго жили не по средствам. Но когда разразился кризис, Греция первая попала под его удар, и давление, которое Европа стала оказывать на нее, не позволило другим странам PIIGS (европейским странам, пострадавшим от долгового кризиса) зайти так же далеко в их расточительстве. Поэтому теперь им требуется меньше времени на «коррекцию», чем Греции.

Сколько в целом уйдет на восстановление экономик PIIGS? 

Пройдет еще лет десять если не рецессии, то вялого роста, прежде чем эти страны смогут выйти на стабильные и высокие темпы экономического роста. Ведь им для этого надо уменьшить использование долгового финансирования государства и одновременно провести значительные структурные реформы на рынке труда, в пенсионной системе и т.д. Нужно время, чтобы провести реформы, и еще время, чтобы ощутить отдачу от них. 

Десятилетие понадобится всем проблемным странам, или всем по-разному? 

Всем по-разному. Хуже всех придется, конечно же, Греции. Именно на ее выздоровление понадобится десятилетие. Португалии понадобится семь лет, Испании — пять, Италии — три. Ну а легче всего отделается Ирландия, для которой худшее уже осталось позади и экономика которой уже начала расти. 

Каким из нынешнего кризиса в итоге выйдет Евросоюз?

Как показывает история ЕС — более сильным. Из монетарного союза — еврозоны — он превратится в настоящий экономический союз с единой фискальной политикой. 

То есть вы согласны с Джорджем Соросом и еще сотней экономистов, которые в своем совместном письме заявили, что единственный выход для спасения еврозоны — это фискальная консолидация в руках общего европейского органа?

Да. ЕС уже движется в этом направлении, но пока медленно. Я считаю, он должен действовать агрессивнее, увеличивая долю фискальных решений, которые принимаются на уровне Брюсселя, для отдельных стран. Вообще, на мой взгляд, Евросоюз должен брать пример с США, где у каждого штата есть свой бюджет, но при этом он гораздо меньше, чем федеральный бюджет, и большинство ключевых фискальных решений принимается центральным правительством. Такая консолидация даст ЕС возможность вести сбалансированную фискальную политику и избегать в будущем проблем, вроде долгового кризиса в Греции.

Фискальный союз выгоден проблемным странам вроде Греции, но повышает риски для здоровых экономик, таких как Германия. Не потянет ли это на дно весь ЕС?

Это правда, риски для здоровых экономик увеличатся. Но та же Германия уже и так взяла на себя эти риски, ведь пользуется единой валютой с Грецией. Даже немецкий канцлер Ангела Меркель признает, что Германия, будучи крупнейшей экономикой ЕС, вынуждена за всех платить. Но Меркель требует создания системы, которая даст Германии возможность влиять на бюджетную политику стран, получающих немецкие деньги. Именно такую возможность и дает фискальный союз.

Такая взаимопомощь определяла политику Европейского центробанка при Жан-Клоде Трише. Новый глава ЕЦБ Марио Драги, наоборот, считает, что все страны ЕС должны решать свои проблемы самостоятельно. На чьей стороне вы?

Я сторонник политики Трише. Драги утверждает, что ЕЦБ не должен выступать кредитором «последней надежды», потому что тогда у той же Италии поубавится рвения снижать дефицит бюджета, ведь на нее ослабнет давление. Но нужно смотреть не на то, что Драги говорит, а на то, что он делает. Я уверен, что если кризис в Греции или Италии усилится, он тоже пойдет на выкуп их долгов, как и до этого Трише. 

Одним из механизмов, который объединит ЕС, должен стать Европейский фонд финансовой стабильности (ЕFSF). Как, на ваш взгляд, должен работать этот фонд, чтобы быть наиболее эффективным?

Из всех вариантов механизма работы ЕFSF — в качестве банка, инвестиционного фонда, страховой компании и т.д. — я склоняюсь к первому. Именно превращение Фонда в банк было первоначальной идеей, и сейчас она снова становится актуальной. В этом случае ЕFSF мог бы занимать деньги у ЕЦБ и кредитовать проблемные экономики. Это было бы не только эффективно, но и проще всего реализовать. Кстати, тот же Драги выступает против этого варианта, так как ему выгодно, чтобы правительства еврозоны вложили больше денег непосредственно в ЕFSF и тем самым сняли часть ответственности с ЕЦБ.

ЕFSF также может стать эмитентом евробондов еврозоны. Думаете, он должен выполнять эти функции?

ЕFSF уже фактически выпускает евробонды еврозоны, только формально они так не называются, поскольку финансируются иначе. Но их легко конвертировать в бонды еврозоны. И это, я полагаю, непременно произойдет.

Если говорить не о европейских долгах, а об американских. Проблема долга США все еще не решена. Как бы вы ее решали?

США нужна стратегия из двух частей. Одна — временное стимулирование экономики в краткосрочном периоде. Вторая — конкретные решения по госдолгу на следующие пять лет.  

Какие это могут быть решения? 

Один из вариантов — повысить минимальный возраст пользователей социального обеспечения, например, государственной системы медстрахования Medicare. Простое поднятие допустимого возраста с 65 до 67 лет поможет государству сэкономить 1-1,5% ВВП, то есть триллионы долларов в течение многих лет. Кроме того, бюджету США требуется и больше доходов. Например, за счет введения налога на бензин. Но чтобы Белый дом и Конгресс взялись за все это всерьез, они должны испытывать давление со стороны рынков, как это происходит в Евросоюзе. А пока такого давления в США нет. 

Почему? О каком давлении идет речь?

Прежде всего о давлении валютных рынков на доллар. Рынки облигаций также могут отвернуться от казначейских облигаций США. И то и другое может произойти в любой момент. Как раз на этой неделе я общался со многими участниками рынка в Лондоне, и они считают, что США сейчас ничего не делают и не планируют делать, чтобы решить свои проблемы. Позиция инвесторов — если ничего не изменится до 2013 года, то есть за год работы нового правительства после выборов в США в начале 2012 года, то они перестанут поддерживать доллар. 

Но давайте будем реалистичны. При падающем евро и привязанном к доллару юане у инвесторов нет других вариантов, кроме как вкладываться в доллар.

Именно на это и рассчитывают американские политики. Возможно, это правильный расчет, но лишь на несколько лет. Если Вашингтон и дальше будет игнорировать проблемы, и ситуация ухудшится, то все равно настанет момент, когда рынки отвернутся. Только тогда, как показывает опыт Греции, процесс выздоровления будет куда более болезненным. К тому же никто не знает — а вдруг Китай за это время откроет свой рынок капитала? Тогда начнется масштабный переход инвесторов из доллара в юань. 

А вы думаете, это в обозримом будущем действительно может произойти?

Да, ведь у КНР есть несколько причин для этого. Во-первых, Пекин знает, что использует свой капитал очень неэффективно, хоть и инвестирует его внутри страны, стимулируя тем самым экономический рост. Огромные деньги тратятся впустую, и Китай не получает от них должной отдачи. Вторая причина — вопрос международного престижа страны, чья валюта используется в качестве резервной по всему миру.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24