Прощание с классикой

27 травня 2013
Виталий Дубенский, "Эксперт", №18-19, 2013

http://expert.ua/articles/23/0/11392/

Разуверившись в акциях и валюте, инвесторы обратили свое внимание на альтернативные источники дохода, зарабатывая на земле, предметах роскоши и антиквариате

Привычные активы постепенно теряют свою привлекательность. Валюты нестабильны, акции не приносят былой прибыли (так, один из ключевых фондовых индексов Dow Jones Industrial Average за 2011-й вырос лишь на 6,2%, в прошлом году — на 8,2%), а золото, после беспрерывного роста в течение 12 лет, с начала 2013-го подешевело на 15%.

Всё это происходит на фоне слабого экономического роста, что в значительной степени снижает доходность классических активов. В апреле Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел прогноз роста мировой экономики в 2013 году, посчитав, что он составит не 3,5%, а 3,3%. Причем реальный ВВП США вырастет лишь на 1,9%, а еврозоны и вовсе сократится на 0,3%.

Инвесторов откровенно пугает шумиха вокруг многих инвестиционных компаний и банков, которые оказались в центре судебных разбирательств и конфликтов из-за неправильной рисковой политики, а также жадности отдельных финансистов, в результате чего доверившие им свои деньги люди понесли многомиллионные убытки.

На фоне таких событий и тенденций постоянный рост интереса к альтернативным инвестициям — явление закономерное. Cогласно данным консалтинговой компании McKinsey, во всём мире сумма капиталовложений в альтернативные активы с 2005-го по 2011 год выросла более чем вдвое, достигнув 6,5 трлн долларов.

Исследование, проведенное консалтинговой компанией Intelligent Partnership в 2000–2010 годы, зафиксировало, что портфели, которые содержали минимум 20% альтернативных инвестиций, в среднем показали доходность за эти годы на уровне около 89%. В то же время стандартные портфели, наполненные акциями, облигациями или драгметаллами, за этот же период принесли не более 55%. «Инвесторы поступают правильно, пересматривая свои методы управления и диверсифицируя риски. Альтернативные инвестиции помогают создавать качественные портфели, показывающие хороший результат независимо от того, куда движутся рынки: вверх или вниз», — отметил исполнительный директор компании по управлению активами Natixis Global Asset Management в Северной, Южной Америке и Азии Джон Хаилер.

Разумеется, вложения в «экзотику» не гарантируют высокий заработок. Хотя бы потому, что далеко не всегда можно определить справедливую стоимость актива и обеспечить его высокую ликвидность. Кроме того, дополнительными сдерживающими факторами зачастую выступает отсутствие наработанных стратегий инвестирования (это в большой степени касается коллекционных вещей и антиквариата), а также банальное отсутствие информации о рынке сбыта того или иного актива, что, в свою очередь, усложняет прогнозирование реальной доходности.

Но уже сейчас можно выделить ключевые виды альтернативных активов, которые, судя по доходности фондов, ими оперирующих, в будущем смогут занять весомую долю в инвестиционных портфелях, значительно повысив их эффективность.

«Эксперт» обращает внимание читателей, что сектор альтернативных инвестиций показывает устойчивый рост как раз со времени финансово-экономического кризиса в 2008 году. Согласно данным компании Intelligent Partnership, за последние пять лет число «нестандартных» инвестиционных продуктов увеличилось более чем в четыре раза.


Антиквариат и предметы роскоши

Старинные автомобили, коллекционные вина, картины, марки, антиквариат, часы и ювелирные изделия — всё это может стать способом сохранения и приумножения своего капитала.

Общая проблема всех подобных активов — сложности в оценке их стоимости и отсутствие рынков сбыта в привычном понимании этого слова. Кроме того, подобные активы являются неликвидными, а их стоимость зависит от цены, которую покупатель готов заплатить. Понять, как чувствует себя этот рынок в конкретный момент времени, достаточно проблематично, хотя уровень заработка на «старине» порой достигает колоссальных значений.

Например, индекс инвестиционной стоимости вина LIV-EX 100 (рассчитывается ежемесячно и включает в себя цены ста лучших вин мира, более 90% которых — вина Бордо) поднялся на 7,24% за последние пять лет; индекс TOP HAGI, показывающий стоимость ретроавтомобилей, в 2012 году вырос на 18,31%, а Stanley Gibbons GB30 Rarities Index (индекс почтовых марок) за последние 40 лет взлетел на 6400%.

Есть еще одно препятствие — налог на роскошь, который сегодня существует во многих странах мира. В Италии, Норвегии, Индии, Франции, Аргентине и Швейцарии имущество облагается налогом по прогрессивной шкале, когда его совокупная стоимость доходит до определенной суммы. В Норвегии эта планка составляет 93,5 тыс. евро, во Франции 800 тыс. евро (ставка налога от 0,55 до 1,8%), в Индии — около 46 тыс. евро (фиксированная ставка в один процент). В Алжире, Тунисе и Чили налог существует в виде дополнения к налогу на добавленную стоимость для дорогих товаров. О введении подобного механизма уже не первый год говорят и в Украине.

Итог: уникальность и специфика предметов старины, их неподверженность корреляции с экономическим ростом позволяют превратить коллекционирование из предмета увлечения в доходный инвестиционный инструмент, входной порог может быть как очень мал (марки, вина, художественные поделки), так и изначально велик (автомобили, часы, ювелирные изделия).

Факторы роста: высокая неэластичная доходность инвестиций, стабильный спрос.

Годовая доходность: от семи процентов.


Земля

Один из старейших активов в истории цивилизации, который может быть использован как хранилище капитала, а также обеспечивать регулярный доход в кризисных условиях. Особое внимание стоит уделить именно земле сельскохозяйственного назначения. Причина очевидна: из-за увеличения населения Земли, которое перевалило за семь миллиардов человек, спрос на продовольственные товары растет. К тому же для выращивания продуктов питания пригодно только семь процентов поверхности суши, а по прогнозам ООН, к 2050 году производство продуктов питания необходимо будет увеличить на 70%, поскольку население земли к этому моменту достигнет девяти миллиардов человек. Соответственно, ограниченность земельных ресурсов вызовет долгосрочный рост их цены.

Так, в 2008 году, когда многие фондовые рынки рухнули более чем на 40%, стоимость сельскохозяйственных земель только в США, согласно индексу Farmland NCREIF, увеличилась более чем на 15%. В 2009-м рост составил 6,2%, в 2010 году — 8,6%, в 2011-м — 13,9%, а в 2012 году земля подорожала на 17,6%.

Кроме того, появилось немало фондов, ориентированных на инвестиции в землю. Например, Braemar UK Agricultural Land, рост которого за последний год достиг 9,66%, или Sarasin Agri Sar, выросший за 2012-й на 14,23%.

Итог: земля является защитной инвестицией, принося стабильную прибыль, которая не коррелирует с традиционными инвестициями.

Факторы роста: увеличение спроса на продукты питания, возможность иметь актив в прямом владении, доходы с первого года инвестиции, наличие дешевой земли во многих развивающихся странах.

Годовая доходность: 10–15%.


«Зеленая» энергетика

Энергоресурсы являются классическими защитными активами. Ведь запасы не только нефти, но и других невозобновляемых источников энергии стремительно сокращаются. Согласно данным нефтяного гиганта British Petroleum, запасов нефти на планете осталось только на 46 лет, газа — на 58 лет, угля — на 118 лет. А если верить Международному энергетическому агентству, уровень добычи ископаемых уменьшается на фоне постоянного роста спроса. По оценкам компании Shell, к 2050 году потребность в энергии удвоится.

Повышение спроса и сжатие предложения невозобновляемых энергоресурсов серьезно повлияют на их доступность и цену. К тому же, согласно Киотскому протоколу, 20% энергии должно поступать из возобновляемых источников, таких, как солнечная и ветряная энергетика, биотопливо. В этом свете альтернативная энергетика выглядит удачным направлением для инвестиций.

Однако индустрия альтернативных источников энергии всё еще является относительно новой отраслью и испытывает жесткую конкуренцию со стороны традиционных видов топлива на рынке. Впрочем, ориентированные на эту отрасль фонды растут достаточно высокими темпами. Например, KBI Inst Alternative Energy за прошлый год заработал 10,25%, а BlackRock New Energy IT вырос на 20,78%.

Итог: по мере постепенного снижения добычи невозобновляемых источников энергии вес «зеленой» энергетики будет только расти, равно как и доход, генерируемый связанными с ней проектами.

Факторы роста: истощение невозобновляемых источников энергии и рост энергетического спроса.

Годовая доходность: 15–20%.


Лесное хозяйство

Доходность лесной отрасли в долгосрочной перспективе превзошла фондовый рынок. Согласно исследованию Intelligent Partnership, совокупный среднегодовой темп роста индекса S&P за период с 1912-го по 2012 год с учетом инфляции составил 6,26%, а проекты, ориентированные на лесную индустрию, приносили в среднем 6,5% в год.

Причем инвестиции в эту отрасль показывают хорошие результаты, когда остальной рынок падает. Например, фонды, сконцентрированные на этой отрасли (такие, как Pictet Timber, iShares S&P Global Timber & Forestry), за 2012 год принесли до 34% доходности. К тому же лес является не просто материальным активом, его стоимость растет по мере роста самих деревьев.

По оценкам ООН, мировой рынок торговли древесиной превышает 565 млрд долларов в год, а спрос на древесину к 2030 году увеличится на 60%. Частично рост обеспечат растущие экономики Индии, Китая и Азии в целом. Плюс ко всему правительства и природоохранительные организации постоянно борются с незаконной вырубкой леса, что со временем приведет к увеличению инвестиционных проектов в этом секторе.

Правда, следует отметить, что эффективность капиталовложений в этой отрасли очень отличается. Например, инвестиции в быстрорастущие культуры, такие, как бамбук, могут приносить доход в очень краткие сроки. Вложения в традиционное лесное хозяйство потребуют намного больше времени до получения дивидендов. Инвестиционный цикл составляет не менее 20 лет, и это инвестиция для терпеливых.

Итог: этот сектор почти не коррелирует с другими рынками, предоставляет отличные возможности для диверсификации рисков, защищая от инфляции.

Факторы роста: долгосрочность, гарантированно растущая каждый год стоимость материальных активов, расположенность производства в развивающихся рынках с низкой стоимостью земли.

Годовая доходность: 30–35%


Драгоценные металлы и редкие ископаемые

Вложения в драгоценные металлы всегда будут оставаться важнейшим инструментом инвестирования. Однако инвесторы, разочаровавшись в «золотой лихорадке», всё больше смотрят в сторону платины, серебра и бриллиантов, считая, что они позволят избежать инфляции и пузырей.

Неменьший интерес представляют редкоземельные металлы (такие, как прометий, тербий, диспрозий), используемые в электронике, «зеленой» энергетике и оборонной промышленности.

Именно в сегменте драгоценных и редкоземельных металлов розничные инвесторы имеют массу возможностей в виде фондов, которые инвестируют в золото, серебро, комбинации других драгоценных металлов, диверсифицируя риски «провала» стоимости того или иного вида металла. Например, фонд Gold Benchmark Exchange Traded Scheme за 2012 год вырос на 33,09%, а Kotak Gold ETF показал доходность на уровне 33,7%.

Косвенным видом инвестирования может стать покупка акций компаний, добывающих эти металлы. Возможны также прямые инвестиции, что связано с физическим приобретением таких активов, но сделать это не всегда просто ввиду сложности экспертизы металлов. К тому же высока разница между курсами покупки и продажи.

Итог: инвестиции в драгоценные и редкие металлы предельно понятны и ликвидны, являясь альтернативой валюте, особенно во времена кризиса.

Факторы роста: безопасный физический актив, порог инвестирования относительно низок, устоявшийся рынок и большая история использования в качестве актива для инвестиций.

Годовая доходность: 30–35%.


Прочая экзотика

Здесь выбор для инвестиций очень широк. Начиная с виртуальной валюты биткоин, за одну монету которой в середине июля 2010 года давали всего пять американских центов. А к началу мая 2013-го она достигла значения в 114 долларов. И то, что ряд иностранных магазинов предоставляет возможность оплатить товары этой валютой, а некоторые компании начисляют в биткоинах зарплату сотрудникам, говорит в пользу подобных инвестиций.

Наступает момент истины и для так называемых luxuryили люксовых брендов, которые близки по смыслу к упомянутым уже предметам роскоши, но имеют более организованный рынок сбыта. Правда, на фоне падения во многих странах мира покупательской способности дизайнерам будет не так просто удержаться на плаву, поэтому к таким активам стоит относиться с опаской и тщательно их анализировать. С другой стороны, ввиду того, что спрос на люксовые бренды является стабильным и почти не зависит от настроений в экономике, их обесценивание невелико. Например, мультибрендовый фонд Julius Baer Multistock за прошлый год вырос больше, чем на 14%, а ING Global Luxury Brands Fund — на 9,34%.

Не менее перспективен и рынок высоких технологий, который в отдельных странах растет на 30–40% в год. Безусловно, в последнее время конкуренция на нём в силу развития новых мобильных систем ужесточилась, а это увеличило число неудачных проектов и стартапов. К тому же большинство технологичных компаний не могут похвастаться длительной историей успеха, что для многих инвесторов остается ключевым фактором. Но в то же время  успешные проекты приносят инвесторам прибыль, исчисляемую десятками процентов в год. Фактически это венчурные инвестиции, где риски на порядок выше, нежели в вышеописанных традиционных секторах.

Итог: экзотические инвестиции тесно коррелируют с обычными активами, им свойственны высокие риски, они способны принести высокий доход.

Годовая доходность: от десятков до сотен процентов.


КОММЕНТАРИЙ

Павел Харламов

По стопам незабытых предков

В наших головах сложился четкий стереотип, что люди совдеповского образца совершенно не умеют распоряжаться деньгами, а слово "инвестиция" приводит их в состояние оцепенения. Однако это большое заблуждение. Моя бабушка до сих пор с упоением рассказывает, как она в конце 1980-х годов активно скупала золотые украшения и прочие драгоценности. Аргумент был и остается железным: "А разве этим банкам можно верить? Вот золото - оно всегда было и будет в цене!"

И действительно, будто предвидя банкротство Сбербанка СССР, бабуля искусно защитила семейные сбережения. За несколько лет она насобирала такой золотой запас, которого хватило на то, чтобы оплатить бОльшую часть стоимости новой квартиры накануне кризиса 2008 года. Так что опыт показывает, что культура инвестирования людей, воспитанных эпохой Хрущева и Брежнева, является отличным примером для поколения нынешнего. Ведь именно в те инструменты, которые почти не пользуются спросом в наши дни, шла львиная доля сбережений во времена СССР - начиная с гособлигаций и заканчивая страхованием жизни.

Сегодня же многое изменилось: и банки, и управляющие инвестфондами, а также люди в красивых костюмах, нацепившие на себя клише "финансовых консультантов", разбаловали нас, отучив самостоятельно думать о том, как сделать, чтобы деньги работали и приносили прибыль постоянно. Мы привыкли к пассивному доходу. Однако уже в ближайшем будущем слово "инвестиция" обретет совсем иное значение, а инвестором будет считаться не тот, кто уныло таращится на кривую фондовых индексов, подсчитывая убытки или прибыль, а тот, кто ищет, вкладывает, диверсифицирует.

Как-то совсем незаметно и без особого резонанса последние несколько лет стали переломным этапом, когда привычные для большинства жителей планеты инструменты начали стремительно терять свою привлекательность и способность приумножать вложенные в них ресурсы. Даже золото, которое смело можно назвать фундаментальной основой всех современных валют независимо от страны их происхождения, долгие десятилетия и даже столетия считавшееся спасительной "тихой гаванью", сталкивается со всё большим недоверием и скепсисом.

Проблема классических инструментов очевидна - их прямая или косвенная зависимость от состояния глобальной экономики. А это приводит к тому, что проблемы в одной стране, пусть она даже занимает "надцатую" долю в мировом ВВП (хороший пример тому - банковский кризис на Кипре), способны вызвать повальное снижение большинства фондовых рынков, обвал валют и, как результат, сделать тысячи инвесторов в один день нищими. Вера в доллар, евро и другие мировые валюты низка, что уж тут говорить об облигациях и векселях, которые якобы подкреплены надежностью государств, их эмитировавших. Увы, сегодня практически ни один центральный банк, ни одно министерство финансов не могут гарантировать стабильность локальных валют и своевременный расчет по госдолгам, что ставит сохранность большей части частных инвестиций по всему миру под угрозу.

Именно поэтому идеология инвестирования смещается в активы, которые имеют неэластичный спрос и низкую зависимость от макроэкономических тенденций. Но при этом они являются распространенными и очень важными в планетарном значении.

Всё, что казалось экзотикой вчера, станет вполне обыденным завтра, особенно если учесть настойчивый поиск человечеством альтернативных источников природных ресурсов. Пожалуй, этого "завтра" дожидаться не стоит. Ведь даже покупка небольшого участка земли в стране "третьего мира" или приобретение миноритарного пакета акций мусоросжигательного комбината уже через несколько лет вполне сможет оказаться в разы окупившим себя вложением, в то время как портфель, напичканный золотом и казначейскими облигациями США, превратится в пустышку.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24