“Причин для паники нет”
http://www.business.ua/articles/tribune/Prichin_dlya_paniki_net-29467/
На минувшей неделе в отечественных СМИ в очередной раз появилась информация о повышении риска дефолта Украины (о нем говорили еще три года назад; см. на www.business.ua БИЗНЕС №4 от 26.01.09 г., стр.27, 28.— Ред.). Действительно, показатель, который характеризует предрасположенность страны к дефолту, — стоимость кредитно-дефолтных свопов (CDS) — по состоянию на конец апреля для Украины достаточно высок — немного превышает 800 пунктов (о CDR см. на www.business.ua БИЗНЕС №12 от 23.03.09 г., стр.18-20. — Ред.).
CDS можно считать страховкой от риска, который берет на себя кредитор, дающий стране деньги взаймы. Чем выше риск не вернуть деньги, тем дороже такая страховка. Оборотная сторона медали — страна, у которой высокие котировки CDS, должна предложить более высокий процентный доход потенциальному кредитору — как плату за риск.
Для чего повод
Нынешний показатель стоимости украинских CDS гораздо выше среднего уровня для стран с переходной экономикой. К примеру, у России около 250 пунктов. Но причин для паники нет. Стоимость CDS Португалии почти на 25% выше, чем у Украины, Греции — в 5 раз.
Тем не менее, когда прошлым летом Кабмин размещал еврооблигации, стоимость украинских CDS колебалась в пределах 650 пунктов. В результате еврооблигации удалось разместить под 6,25% годовых. Что же произошло за это время? Неужели положение дел в украинской экономике настолько ухудшилось?Важнейшие показатели, на которые в первую очередь обращают внимание зарубежные инвесторы, — это данные, характеризующие общее состояние экономики, а также уровень развития сотрудничества с международными финансовыми организациями, с тем же Международным валютным фондом.
Что касается макроэкономических показателей. Если посмотреть на размер государственного долга Украины, то динамика обнадеживает. На конец 2010 г. совокупный долг страны составлял около 40% ВВП. Через год, в конце 2011 г., он уменьшился до 36% ВВП. По моим прогнозам, в конце 2012 г. внутренний и внешний долг Украины составит около 34,5% ВВП.
Анализируя описанную динамику, следует помнить, что все эти годы страна живет в условиях дефицита государственного бюджета, который, как известно, надо как-то финансировать. Хотя объем государственного долга в абсолютных цифрах все же увеличивается, правительство не устает повторять, что справляется благодаря росту экономики. Действительно, в 2011 г. ВВП увеличился на 5,2%, что стало неплохим показателем на фоне других европейских стран. Но в этом году рост ВВП вряд ли превысит 3% (а то и вовсе будет нулевым; см. на www.business.ua БИЗНЕС №16 от 16.04.12 г., стр.20-22. — Ред.), хотя в Кабмине, на мой взгляд, необоснованно, надеются на большее.
Излишний оптимизм правительства в отношении роста ВВП неоправдан хотя бы потому, что нет особых успехов в импортозамещении, хотя о подготовке Государственной программы развития внутреннего производства заявлено уже давно. Власть больше говорит, чем делает. Но у бизнеса есть понимание, что это нужное и выгодное дело, и предприниматели, при условии создания системы стимулов, готовы приступить к реализации подобных программ (см. на www.business.ua БИЗНЕС №45 от 07.11.11 г., стр.28, 30. — Ред.).
Пока в Украине не будет существенно улучшен инвестиционный климат в реальном секторе экономики, а речь идет не только о госпрограммах для отдельных отраслей, но и об институциональных изменениях, касающихся судебной системы и защиты частной собственности, страна обречена на то, что рост ВВП редко когда будет превышать 5%. В нынешних условиях Украине не останется ничего другого, кроме как использовать модель догоняющего развития с периодическими всплесками реформаторской активности.
На пике или в пике
Сейчас не только отечественные, но и иностранные инвесторы понимают, что в год парламентских выборов Украина находится на пике политического цикла. О том, как политика влияет на макроэкономику, можно судить по тому же дефициту госбюджета. В 2010 г. он составлял около 6,5% ВВП, а в прошлом году снизился до 4,3%. Кабмин в Законе о Госбюджете на 2012 г. запланировал на этот год дефицит в размере 1,7% ВВП.
Но, по моим расчетам, в текущем году этот показатель достигнет 3,5% ВВП, и причина тому — именно выборы. Реализация социальных инициатив Президента Украины Виктора Януковича (см. на www.business.uaБИЗНЕС№16 от 16.04.12 г., стр.28. — Ред.) выльется в прирост бюджетного дефицита на 1% ВВП, и еще 0,8% ВВП к этому показателю добавят расходы на удержание на уровне ниже рыночных тарифов на газ для населения.
В этих условиях особое значение приобретает возможность государства использовать внешние заимствования. В этом году украинскому правительству потребуется занять около $12 млрд, из которых примерно $5 млрд придется привлечь на внешних рынках. И тут важно выбрать правильный момент выхода на зарубежные рынки капитала. Например, после того как прошлым летом Украина разместила пятилетние облигации под 6,25% годовых, осенью Италия с трудом “разместилась” под 7%. На прошлой неделе стало известно, что Испания заняла под 6% годовых, при том что стоимость CDS этой страны на 25% ниже, чем у Украины.
У кого ключ
Среди международных финансистов есть такое образное выражение: “У МВФесть ключ”. Так вот, пока МВФ не открыл для Украины ворота для дешевых кредитов своим ключом. Причины известны — страна не выполняет требований этой организации, которые направлены на снижение бюджетного дефицита. В частности, правительство не считает нужным повышать цены на газ для населения, покрывая разницу за счет бюджетных компенсаций поставщику этого топлива — НАК “Нафтогаз України”.
На международных рынках ситуация такова, что для Украины в ближайшие два-три месяца не будет “окна возможностей” для выгодных займов. Кроме отсутствия прогресса в сотрудничестве с МВФ причина еще и в том, что на внешних рынках у кредиторов, измученных новостями из Греции, нет желания делать рискованные вложения.
Но говорить о том, что Украина на грани дефолта, нельзя. Благодаря золотовалютным резервам Нацбанка, которые превысили $30 млрд, можно выждать не только до турнира Евро-2012, который обеспечит кое-какой приток валюты, но и до завершения избирательной кампании. К тому же политика НБУ доказывает, что в случае необходимости в “ручном” режиме и вопреки всему монетарные “гайки” закрутят до предела.
А тем временем, скорее всего, улучшится ситуация на внешних рынках капитала, да и сотрудничество с МВФ правительству, освободившемуся от гнета предвыборных социальных обязательств, наверняка удастся возобновить. Дефолта не будет. Но и на экономический прорыв рассчитывать не стоит.
Досье БИЗНЕСа
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера (г.Киев; с 2004 г.; 12 чел.)
Родился: 26 октября 1969 г. в г.Киеве.
Образование: Киевский государственный экономический университет (1994 г.; сейчас — Киевский национальный экономический университет им.В.Гетьмана); Гарвардский университет (США; 2000 г.); кандидат экономических наук.
Карьера: 2000-2004 гг. — докторант, участвовал в нескольких исследовательских проектах в области экономики, проводимых Массачусетским технологическим институтом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития на территории Украины, США, России; с 2004 г. — экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
Семейное положение: женат, воспитывает сына.
Увлечения: чтение, классическая музыка, собака.
Всього компаній-членів | 283 | на 28.09.24 |
Кількість КУА | 278 | на 28.09.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 28.09.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 28.09.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 28.09.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |