Президенту показали ФГИУ

23 листопада 2011
Алексей Набожняк, "Деловая столица", №47, 2011

http://www.dsnews.ua/economy/art47851.html

На минувшей неделе парламент принял в первом чтении сразу два документа, регулирующих сферу управления государственным имуществом. Депутаты согласились передать часть полномочий от Фонда госимущества Госагентству по управлению госимуществом и переподчинить приватизационное ведомство напрямую Президенту.

Приватизацию отдали Президенту

C 1992 г. деятельность Фонда госимущества регулируется временным положением, утвержденным парламентом. С 1996 г. некоторые его функции были прописаны в Конституции, а со временем — в Законе «О приватизации государственного имущества». Многочисленные попытки утвердить отдельный закон, регламентирующий деятельность ФГИ, стабильно терпели фиаско. На минувшей неделе Верховная Рада вновь вернулась к этому вопросу, приняв за основу правительственный вариант законопроекта «О Фонде государственного имущества Украины». Он полностью изменяет систему управления ведомством. По действующим нормам Фонд подчиняется, контролируется и отчитывается перед ВР. Его председатель назначается и увольняется с должности Президентом по согласованию с парламентом. Новый документ передает ведомство в непосредственное подчинение главе государства, а полномочиями по оперативному управлению наделяет Кабмин. Кроме того, правительство сможет отменять акты Фонда, а Президент — назначать еще и заместителей его главы (сейчас это делает ВР по представлению председателя). Причем в проекте нет даже намеков на причины, по которым глава ФГИ может быть уволен, а также на сроки его полномочий.

По мнению старшего экономиста аналитического центра «CASE-Украина» Владимира Дубровского, перераспределение полномочий по управлению Фондом имеет прежде всего политическую подоплеку. «В сфере приватизации Президент балансирует между различными группами политического и экономического влияния. При Леониде Кучме этот баланс сохранялся за счет того, что каждая из групп в порядке очереди получала свой кусок пирога. В том числе и в ходе массовой приватизации. Когда это правило было нарушено в 2005–2010 гг., вся приватизация фактически остановилась, поскольку враждующие ФПГ блокировали продажу объекта оппонентам в судах. Не исключено, что Виктор Янукович будет использовать Фонд как один из инструментов восстановления баланса», — заявил г-н Дубровский в комментарии «ДС». Новые правила управления ФГИУ позволят Президенту оперативно влиять на решения ведомства и выстраивать его долгосрочную политику. В отличие от ныне действующей системы, когда решение стратегических задач возложено на правление Фонда, законопроект устанавливает в ведомстве единоначалие. Таким образом, заместители председателя ФГИУ лишаются даже формальной возможности повлиять на решения своего босса.

Новые полномочия

Законопроект о Фонде значительно расширяет полномочия ведомства, передавая ему (читай — Президенту) право самостоятельно утверждать список объектов, подлежащих приватизации, за исключением стратегических. «Эта норма прямо противоречит Конституции, поскольку в ней соответствующие полномочия закреплены за Верховной Радой. Она должна законами утверждать программу приватизации и списки подлежащих продаже государственных объектов», — говорит юрист ЮФ «Лексвел и Партнеры» Анна Спирина. Помимо этого, документ может наделить Фонд новыми возможностями по управлению госимуществом. Согласно действующему сейчас временному положению ФГИУ, его региональные отделения и представительства не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или учредительными документами этих предприятий. «Отсутствие данного положения в редакции законопроекта, поддержанного депутатами, может дать повод для злоупотреблений со стороны чиновников Фонда», — добавляет г-жа Спирина.

Еще больше возможностей для манипуляций с государственными активами может быть предоставлено чиновникам ФГИ в отношении объектов, готовящихся к приватизации. «Сейчас в управление Фонда предприятия переходят после того, как будут включены в утвержденный ВР приватизационный список. В законопроекте полномочия ведомства в этой части прописаны так, что при желании начать управлять предприятием Фонд сможет еще до того, как будет принято решение о его приватизации. Также по новым правилам ФГИ сможет передавать в управление третьим лицам готовящиеся к приватизации компании. При этом распоряжаться можно будет не только корпоративными правами, но и имущественными комплексами», — рассказал «ДС» партнер ЮФ Moris Group Дмитрий Фурман.

Среди полномочий приватизационного ведомства сохранилось и спорное положение о регулировании оценочной деятельности (Фонд выдает разрешительные документы оценщикам и разрабатывает нормативную базу, регулирующую эту сферу деятельности). В связи с чем остается высокой вероятность конфликта интересов, поскольку ведомство в одном лице объединяет и регулятора отрасли, и потенциального заказчика оценочных услуг при проведении приватизационных процедур и заключении арендных договоров. Ряд же важных вопросов, наоборот, не нашли своего отражения в законопроекте «О Фонде государственного имущества». «Открытым остается вопрос о контроле ведомства над использованием государственных целостных имущественных комплексов, в том числе и тех, которые передаются в аренду. В документе лишь сказано, что ФГИУ выступает их арендодателем, а также проводит инвентаризацию и оценку. А функции контроля, которые содержатся в действующем сегодня законодательстве, «потерялись», — отмечает гендиректор компании «Сократ Капитал» Лилия Савчук.

Не поделили

Чтобы полностью урегулировать сферу управления государственным имуществом, одновременно с законопроектом о ФГИУ в первом чтении также были поддержаны поправки в действующие законы, призванные разграничить функции Фонда и Госагентства по управлению корпоративными правами и имуществом. Фонду оставят все вопросы, связанные с приватизацией, а агентству — по управлению правами.

Однако если документ будет принят в сегодняшнем виде, ряд полномочий так и останутся нераспределенными. Например, вести Единый реестр объектов госсобственности и распоряжаться его данными будут оба ведомства. Кроме того, Фонд и агентство должны вместе определять целесообразность отчуждения госпакетов акций обществ, созданных в процессе корпоратизации, приватизации или приобретения государством соответствующих долей у других собственников. В «двойное подчинение» попадает и такая «вкусная» процедура, как согласование планов реструктуризации и санации объектов госсобственности в случае их создания при участии частного инвестора. Некоторые же важные, но менее «денежные» функции, например, методологическое обеспечение управления корпоративными правами, наоборот, остались ничейными.

В условиях, когда правительство активно ищет возможности для наполнения бюджета, сильный Фонд госимущества мог бы стать хорошим инструментом для проведения прозрачных и дорогих аукционов по продаже ценных для бизнеса госактивов. Однако вполне очевидно, что расширение полномочий и фактически прямое подчинение ведомства Президенту призваны превратить его в инструмент распределения госимущества между группами влияния в окружении главы государства.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24