Поборник чистых купюр

11 квітня 2013
Павел Харламов, "Эксперт", №13, 2013

http://expert.ua/articles/9/0/11278/

Первый заместитель председателя Государственной службы финансового мониторинга Алексей Фещенко — о схемах отмывания грязных денег и способах борьбы с ними

Словосочетание «легализация доходов, полученных преступным путем» вселяет в большинство законопослушных украинцев трепет и страх, а люди, которые занимаются отслеживанием разного рода «грязных» дел представляются эдакими Джеймсами Бондами — бесстрашными, вездесущими и безжалостными по отношению к нарушителям. Однако в реальности органы финансового мониторинга не имеют никаких карательных функций. Их задача — выяснять происхождение денег и доказывать их «грязное» прошлое.

В то же время влиятельность и взыскательность Госслужбы финмониторинга не стоит недооценивать. Она имеет доступ почти ко всем базам данных в Украине, а также вправе запрашивать информацию об интересующих ее лицах у финансовых разведок других стран. Кроме того, в 2014 году в силу вступают новые рекомендации FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием преступного капитала), которые значительно усиливают финансовый мониторинг во всём мире. А это означает, что скрывать доходы и проводить разного рода махинации станет еще сложнее. Об этом «Эксперт» беседовал с первым заместителем председателя Государственной службы финансового мониторинга Алексеем Фещенко.

— Периодически Госфинмониторинг заявляет о подписании соглашений с различными странами по вопросам сотрудничества с их финансовыми разведками. В чём суть таких соглашений, как они помогают бороться с отмыванием?

— Сегодня мы подписали такие меморандумы с 64 странами. Это необходимые договоренности, поскольку некоторые государства (например, Польша, Канада) без наличия подобных соглашений не предоставляют информацию, касающуюся отмывания денег. Кроме того, информация, которая циркулирует между подразделениями финансовых разведок, может использоваться в суде.

— А как выглядит сотрудничество с разведками тех стран, с кем нет подобных договоренностей?

— Финмониторинг Украины, как и остальные 130 аналогичных служб в других странах, является членом Эгмонтской группы, в соответствии с уставом которой и происходит обмен информацией.

Приведу простой пример. Любая, хорошо проработанная схема отмывания денег, не замыкается в пределах одной страны, поскольку такие операции очень просто выявить. Поэтому, как правило, схемы строятся с участием нескольких юрисдикций. И мы неоднократно сталкивались с тем, что деньги, полученные от преступления, совершенного в Украине, выводились за ее пределы, перечислялись через несколько нерезидентных счетов, а обратно заходили по совершенно другим каналам. И получалось так, что если взять операции с этим капиталом только в пределах нашей страны, то ни его «выход», ни «вход» формально никак не связаны, законы не нарушены. Но обратившись к финансовым службам других государств, мы по цепочке отслеживали движение денег и уже полностью видели реальную картину.

По похожему принципу наше ведомство работает, когда средства нерезидентов поступают в Украину. Чтобы снять подозрения об их нелегальности, или наоборот, удостовериться в их преступном происхождении, мы задаем зарубежным коллегам соответствующие вопросы. И если наши подозрения подтверждаются — деньги замораживаются, счета блокируются, а материалы передаются в правоохранительные органы.

— Есть ли статистика подобных запросов?

— В 2012 году Госфинмониторинг отработал 172 запроса иностранных коллег, а за рубеж было отправлено 433 запроса.

— Анализируя схемы, связанные с отмыванием денег, как часто вы сталкиваетесь с тем, что в них задействованы так называемые низконалоговые юрисдикции, офшорные зоны?

— Действительно, такие страны нередко фигурируют в подобных схемах. Однако на самом деле деньги легче спрятать там, где их много. Условно говоря, перевод на крупную сумму в стране с небольшой финансовой системой обнаружить очень легко. Поэтому, как правило, отмывание денег, особенно в больших масштабах, невозможно без участия развитых финансовых центров.

По пути ужесточения

— За последние годы в Украине существенно изменилось законодательство в сфере отмывания денег. Как это отразилось на работе Госфинмониторинга?

— Трансформация законодательства, нашей нормативной базы вносила в функционирование службы постоянные коррективы. Но прошлый год стал периодом стабильной работы системы борьбы с легализацией доходов, механизм налажен и мы довольны теми результатами, которые видим.

— Можете их перечислить?

— Мы передали в правоохранительные органы 588 материалов, которые касались возможного отмывания, в результате чего было изъято и арестовано 475 миллионов гривен. В 2010 году эта сумма составила 213 миллионов, а в 2011-м — 344 миллиона гривен.

— Такие улучшения связаны исключительно с изменением законодательной базы?

— Это комплекс факторов, слаженность всей системы. Ведь не может быть такого, что, например, финмониторинг работает лучше всех, а другие звенья цепи, связанной с отслеживанием «грязных» денег, бездействуют. Нам действительно удалось выверить систему, которая позволяет бороться с нелегальными финансовыми потоками. Одним из подтверждений является то, что в 2011 году FATF наконец вычеркнула Украину из всех черных списков, и к нашей стране уже нет никаких претензий.

— Над чем всё-таки еще нужно работать в сфере финансового мониторинга, ведь любая система обладает недостатками?

— В прошлом году FATF приняла новые рекомендации. Они более жесткие по сравнению с предыдущими и соответственно под них вновь необходимо модернизировать отечественное законодательство.

В чём именно заключается суть этих рекомендаций?

— Они выписаны под влиянием последствий кризиса. Например, во многих странах есть проблема так называемых бенефициарных собственников, которые являются реальными владельцами компаний, хотя формально право владения принадлежит совсем иным лицам. И вот в новых правилах очень точно изложены требования о раскрытии информации о бенефициарах. Кроме того, FATF дала детальные рекомендации, которые касаются оценки рисков, а также того, на какие финансовые учреждения обращать более пристальное внимание, тщательнее отслеживать их деятельность. Но самое главное, в новых правилах добавилась общая оценка эффективности системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Ведь, к примеру, каждая из ее составляющих может хорошо работать в отдельности, но в целом система борьбы с отмыванием денег может быть неэффективной. И теперь FATF объяснила, как именно проводить общую оценку.

А когда должны вступить в силу изменения в локальное законодательство, связанные с рекомендациями FATF?

— Это длительный процесс, требующий участия большого количества государственных органов, а также финансовых учреждений, особенно банкиров, которые являются самой многочисленной группой первичного мониторинга. К тому же только в феврале нынешнего года FATF издала конечную версию методологии, где указываются требования, выдвигаемые к странам в соответствии с новыми рекомендациями, и способы их проверки. Последняя порция таких рекомендаций будет опубликована летом, а проверки FATF начнутся с 2014 года. Соответственно, к этому моменту должна быть обновлена законодательная база, и сейчас идет разработка проекта.

В феврале нынешнего года Госфинмониторинг утвердил положение о научно-экспертном совете. Что это за совет, каковы его задачи?

— Это рабочая группа необходима для того, чтобы разрабатывать рекомендации, новые законодательные и нормативные акты, а также помогать службе в поиске ответов на вопросы, которые представляют для нас сложность. Поэтому мы старались пригласить максимально широкий спектр специалистов из государственных структур, а также из академических кругов, которые занимаются проблемой отмывания денег. Научно-экспертный совет уже проводит регулярные заседания.

Классика вечна

— Если проанализировать мировой опыт финмониторинга, какие каналы и механизмы легализации используются сейчас активнее всего?

— Нельзя сказать, что за последние годы произошла революция в сфере отмывания денег. Все существующие схемы давно придуманы и продолжают использоваться далеко не первый год. Причем это не только наше видение, отсутствие каких-либо новшеств отмечают и FATF, и Совет Европы.

— Можете привести несколько примеров подобных схем?

— Например, у меня на руках есть чемодан с наличными, и мне нужно их легализовать. Один из вариантов — найти «надцать» родственников, друзей или коллег, раздать им по небольшой сумме и попросить разместить эти средства на депозите. Скажем, на два-три месяца, после чего за вычетом комиссионных за их услуги вернуть эти деньги мне.

Второй вариант — завышение выручки. Например, моя компания продает определенную продукцию, цену которой я по документам провожу выше, чем она есть на самом деле, что позволяет мне незаметно вливать в бизнес серые доходы и «обелять» их.

За границей хорошо известен способ отмывания денег через игорные заведения. Например, приглашают человека, который часто играет, так что для него поход в казино является обыденным делом. Его вовлекают в схему, когда ему дают некоторую сумму, на которую игрок покупает фишки, и частично проигрывает. Оставшиеся фишки он сдает назад в казино, получает деньги, но не на руки, а на банковский счет. Это делает их легальными, поскольку они получены через финансовое учреждение и задокументированы.

Наконец, еще один пример — когда я якобы продаю раритетную вещь, цена которой на самом деле  копейки. Но по договоренности с другой стороной у меня ее приобретают за безумные деньги.

— Но ведь обычно раритеты, коллекционные вещи имеют специфическое ценообразование, которое не подчиняется рыночным механизмам…

— В том то и дело, что отмывание денег — это цепочка совершенно законных операций. Ведь нет ничего противозаконного в том, чтобы положить средства на депозит или продать на аукционе какой-то редкий предмет. Гораздо важнее понимать источник происхождения этих средств, связан ли он непосредственно с преступной деятельностью.

Простой пример: бизнес, два компаньона, между ними происходит размолвка, после чего один из партнеров начинает вести операции таким образом, чтобы бОльшая часть прибыли уходила ему. Есть в этом преступление или нет — вопрос сложный, но методы, которые при этом используются, совпадают с методами отмывания денег. Либо когда при бракоразводном процессе один из супругов начинает прятать имущество, чтобы им не делиться. С одной стороны, это бытовая ситуация, но при этом используются те же методы, что и при отмывании денег.

— Как вообще происходит обнаружение и отслеживание подобных схем?

— Если финансовое учреждение, через которое проходят деньги, видит в таких операциях или в клиентах что-то подозрительное, оно не вправе проводить полномасштабное расследование. Сомнительная информация передается службе финансового мониторинга, которая имеет доступ к различным базам данным. В свою очередь Госфинмониторинг проверяет все данные как о происхождении денег, так и лицах, с ними связанных. И если в результате служба получает достаточные подтверждения, что операции связаны с отмыванием, готовятся материалы, где полностью описаны участники, используемые схемы, взаимосвязи, и направляются правоохранительным органам.

— Какие санкции предусмотрены за отмывание денег и легализацию доходов?

— Они определены статьей 209 Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет, и, что очень важно, конфискацию имущества.

Террористам вход закрыт

— Алексей Юрьевич, недавно Национальный банк заявил о намерении ограничить наличные расчеты суммой в 150 тысяч гривен. Этот порог позволит препятствовать сокрытию и легализации доходов?

— Да, мы оцениваем такой шаг положительно, как эффективную превентивную меру. Давайте представим: есть некая группа злоумышленников, которая планирует реализовать схему отмывания денег, выбрав одним из перевалочных пунктов  страну. Однако если на территории такого государства будут действовать ограничения по сумме наличных расчетов, риск того, что эта схема моментально вскроется, очень велик. Поэтому здравомыслящий человек никогда не станет использовать такую  страну в незаконных целях.

— В конце прошлого года Госфинмониторинг заявил о решении обнародовать перечень лиц, причастных к террористической деятельности. С чем связано такое решение, какова его цель?

— Согласно решению Совета Безопасности ООН, есть список конкретных лиц, у которых при выявлении активов власти каждой страны обязаны сразу их замораживать и блокировать. Для того чтобы любое финансовое учреждение смогло использовать этот список, его с 2006 года начали публиковать на сайте Госфинмониторинга.

— А были ли прецеденты, когда активы этих лиц всплывали в Украине?

— Скажем так: подозрения были, но ни в одном случае они не подтвердились.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24