Пять типов инвесторов

19 липня 2012
Яков Шляпочник, РБК-daily, 12.07.2012

http://www.rbcdaily.ru/finance/opinion/562949984306820

Российская инвестиционная культура сильно отличается от западной. В результате многолетних наблюдений я сформулировал несколько ее особенностей, которые, на мой взгляд, являются ключевыми для понимания психологии российских инвесторов.

В первую очередь, многие российские инвесторы достаточно нетерпеливы, нацелены на быстрый результат и склонны к рискам. Поэтому они предпочитают краткосрочные, но очень высокодоходные операции более длительным вложениям, которые могут предлагать оптимальное соотношение рисков и доходности и иметь достаточно высокий коэффициент Шарпа. В то же время, россияне всегда стремились и стремятся быть более «западными» людьми, поэтому они активно интересуются глобальными инвестиционными сценариями. Это отчасти продиктовано требованием безопасности капитала и относительной стабильностью финансовых институтов западных стран, а отчасти является результатом интереса к западной культуре. Что еще немаловажно, так это то, что Россия – страна быстро приобретенных капиталов. Бурный рост закончился в результате падения нефтяных котировок в 2008 г., и многие капиталы, появившиеся в очень короткие сроки, начали на глазах таять. Российские инвесторы оказались психологически не готовы к таким испытаниям. Как следствие, экономический кризис 2008 г. деформировал еще не устоявшуюся инвестиционную культуру, радикально увеличив разброс психологических стратегий инвестирования от суперконсервативных до авантюрных.

Общаясь с инвестором в первую очередь необходимо понять его отношение к риску, а также степень психологического доверия к управляющей компании, то есть психологическую основу при взаимодействии клиента и управляющей компании. Именно эти психологические характеристики являются важнейшими при выборе инвестиционной стратегии, и именно на их основе я выделяю пять типов инвесторов.

Первый тип инвесторов предпочитает «журавля в небе» «синице в руке», они рискуют по-крупному и выигрывают тоже по-крупному. И хотя они видят главной целью инвестирования получение прибыли, но, в то же время, они не хотят терять то, что уже имеют. Для них характерен средний уровень консерватизма в принятии инвестиционных решений. Такие люди всегда изучают возможные альтернативы и выбирают ту, которая в наибольшей степени отвечает их задачам.

Такие инвесторы в достаточной мере доверяют себе и своему выбору, поэтому их уровень доверия к инвестиционной компании высок. Они стараются доверять людям, с которыми работают, но это доверие основано на осознанном отборе будущего партнера.

Инвесторы, относящиеся ко второму психотипу, больше заботятся о том, чтобы медленно приумножать и ни в коем случае не потерять свое состояние. Такие инвесторы менее всего склонны к авантюрам и непродуманным действиям, но благодаря опыту, даже в условиях неопределенности и повышенного риска, могут принять самое верное инвестиционное решение.

Их доверие заслужить очень трудно. Сделать это возможно только хорошей работой и безупречной репутацией. Они критически оценивают любую информацию и внимательно знакомятся с аналитикой, но в то же время они очень ценят достигнутый успех и прошлый опыт эффективного взаимодействия.

Инвесторы третьего типа готовы к риску, но лишь в своем собственном бизнесе; в работе же с инвестиционной компанией они ждут чуда. Такие инвесторы не слишком разбираются в инвестиционном процессе и не хотят в него вникать. Они доверяют свои средства и ожидают результата в виде прибыли. Поэтому перед инвестиционной компанией стоит сложная задача: предугадать ожидания клиента даже тогда, когда он сам не готов четко их сформулировать.

Отношение таких инвесторов к инвестиционной компании можно выразить известной поговоркой: от любви до ненависти – один шаг. Если успех достигнут, они окажут компании неограниченное доверие, но в случае непредвиденных ситуаций они склонны видеть во всем подвох. В то же время, если хорошо информировать инвестора о возможных просадках в рамках той или иной инвестиционной стратегии, то можно найти в нем вполне лояльного клиента, потому что в атмосфере риска представитель этого типа инвестора, в принципе, привык.

Инвесторы, относящиеся к четвертому психотипу, не просто любят риск и готовы существовать в условиях неопределенности – они, можно сказать, находятся в особой «группе инвестиционного риска», потому что сами склонны выбирать рискованные стратегии. Кризисные явления в экономике, природные катаклизмы или смена политических режимов не только не пугают их, но и создают для них наиболее желательные условия. Там, где инвесторы второго типа обычно теряют, инвесторы данного типа получают исторический шанс что-то приобрести.

Такие инвесторы воспринимают мир вокруг себя как нечто подвижное, движущееся в неизвестном направлении, поэтому они знают, как выживать и зарабатывать в условиях неопределенности. К инвестиционной компании у них отношение потребительское: они доверяют ей и за определенную плату фактически используют ее инфраструктуру для совершения самостоятельных операций.

И наконец, последний, пятый, психотип представляет собой один из самых лояльных типов клиентов. Они делегируют инвестиционной компании полномочия, позволяющие ей определять базовую инвестиционную стратегию, и эта степень доверия накладывает на управляющих большую ответственность. Поэтому им нельзя предлагать стратегии с высоким риском – компания не имеет морального права сильно рисковать его деньгами.

Инвесторы, относящиеся к этому типу, обладают достаточно высоким уровнем доверия как к себе, так и к окружающим. Но в отношениях с управляющей компанией в ситуации инвестирования уровень доверия к специалистам перекрывает уровень доверия к себе. В определенной степени это усиливает зависимость клиента от инвестиционной компании, что не будет иметь негативных последствий, если удастся найти честных и добросовестных профессионалов.

Подводя итог, замечу, что нет плохих и хороших, успешных и неуспешных типов инвесторов – просто у каждого их них свой механизм принятия решений, своя степень готовности к риску и особое отношение к инвестиционной компании. У этих инвесторов разные пути достижения успеха, но каждый из психотипов дал миру великих инвесторов.

Каждый из инвесторов требует индивидуального подхода, и для каждого из них можно подобрать оптимальный продукт – к счастью, современный рынок инвестиционных инструментов предлагает огромный выбор. Но каждому инвестору необходимо помнить: залог успеха – правильное понимание своих потребностей, для чего и необходимо изучать психологию инвестирования.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1816на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24