Панический эффект

17 липня 2012
Анна Уляницкая, "Бизнес", №29, 2012

http://www.business.ua/articles/finansovue_instrumentu/Panicheskiy_effekt-33833/

На рынке инвестфондов появилась новая тенденция — управляющие наперебой предлагают населению инвестировать деньги в фонды, призванные защитить сбережения на случай девальвации гривни. Причем в том, что национальная валюта будет девальвировать, профессиональные инвесторы почти не сомневаются.

“За границей есть рынок NDF (рынок беспоставочных форвардов, в данном случае на курс гривня-доллар. — Авт.). Котировки NDF показывают ожидание инвесторами 20-30%-ного падения курса гривни по отношению к доллару в течение года”, — уверяет Алексей Обруч, управляющий директор инвесткомпании “Гайнсфорт-онлайн” (г.Киев; с 2009 г.; более 20 чел.).

Любой каприз…

С 25 июня средства населения начал привлекать фонд “Райффайзен валютный” (КУА “Райффайзен Аваль”). “Мы уже собрали необходимый минимум (1250 минимальных зарплат, или около 1,4 млн грн. — Ред.) и подаем документы в НКЦБФР. Надеемся, что в этом месяце фонд состоится”, — говорит ВадимМосийчук, генеральный директор КУА “Райффайзен Аваль” (г.Киев; с 2007 г.; 9 чел.).

Зарегистрированный объем эмиссии ценных бумаг фонда — 40 млн грн. Фонд является закрытым и создан на 10 лет. При этом предусмотрена возможность выкупа фондом своих бумаг раз в месяц. Также бумаги фонда можно будет продать на фондовой бирже.

По словам представителей КУА, инвестиционный портфель фонда будет на 100% представлен долларовыми активами: на 90% средств инвесторов будут куплены облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), номинированные в долларах (см. “Спасательный круг”), еще 10% положат на долларовые депозиты.

В госбумаги, привязанные к курсу евро, управляющие вкладывать деньги не собираются. Тому есть несколько причин. Во-первых, доходность бумаг, номинированных в евро, ниже, чем у долларовых.

Во-вторых, курс евро к доллару в последнее время снижается. Управляющие считают, что в долгосрочной перспективе доходность фонда может оказаться на уровне 8-8,5% годовых. Причем доходность в гривневом эквиваленте будет расти пропорционально показателю девальвации национальной валюты.

Еще один новый фонд, призванный частично покрыть девальвационные риски, — “Казначейский” (КУА “КИНТО”). Инвестиционный портфель фонда составят акции, банковские металлы, облигации и депозиты в соотношении 30:30:30:10. Управляющие отмечают, что часть денег, предназначенных для инвестирования в облигации, будет направлена на покупку валютных ОВГЗ.

“Мы склоняемся к тому, чтобы такие облигации у нас были в новом фонде. Кроме того, мы хотим приобретать валютные госбумаги для нашего пенсионного фонда”, — отмечает Виктор Ботте, управляющий инвестиционными и пенсионными фондами КУА “КИНТО” (г.Киев; с 1992 г.; 110 чел.).

Фондовики уверяют, что КУА не прочь изменить стратегию инвестирования и покупать в портфели ИСИ больше валютных гособлигаций. Зачастую этому мешает нехватка свободных средств.

“Инвестирование в валютные ОВГЗ для нас очень привлекательно. Однако в связи с отсутствием свободной ликвидности на данном этапе мы не осуществляем новых инвестиций”, — говорит Александр Цапин, портфельный управляющий КУА “СЕБ Эссет Менеджмент Украина” (г.Киев; с 2005 г.; 8 чел.). С ним соглашаются и другие участники рынка, у которых наблюдается отток средств из уже существующих фондов.

“Выход инвесторов из фондов “съедает” свободные средства. До того как валютные ОВГЗ появились на рынке, мы уже достаточно много средств инвестировали в другие бумаги. Направить средства на покупку валютных ОВГЗ мы сможем только после погашения в ближайшее время нескольких выпусков муниципальных облигаций”, — поясняет г-н Ботте.

То ли еще было

Справедливости ради стоит отметить, что фонды, призванные обезопасить инвестора на случай девальвации гривни, существовали и раньше. Например, еще с осени 2009 г. на рынке действует фонд “Ускорение” (КУА “УкрСиб Эссет Менеджмент”). Доля активов фонда, направленная на снижение риска девальвации, составляет около 60%. По состоянию на 10 июля стоимость чистых активов фонда достигла 6,2 млн грн.

Отметим, что 40% активов фонда инвестировано в валютные ОВГЗ, 13% — в еврооблигации, еще 9,5% — в золото. При этом доходность фонда “Ускорение” за последние 12 месяцев составила 9,36%. Примечательно, что фонд “Ускорение” — первый и пока единственный в Украине инвестфонд, который покупает еврооблигации.

До недавнего времени это был единственный инструмент с фиксированным доходом в валюте, который могли приобретать ИСИ. Правда, сейчас инвестфонд больше не приобретает украинские еврооблигации, поскольку появилась альтернатива — покупка валютных ОВГЗ (см. “Спасательный круг”).

Золотоискатели

Кроме того, фонды продолжают активно инвестировать в банковские металлы. По словам экспертов, их также можно отнести к активам, способным снизить девальвационные риски. Логика проста: как правило, когда деньги обесцениваются, цена на золото растет.

Отметим, что увлечение фондов банковскими металлами усилилось в начале этого года (см. на www.business.ua БИЗНЕС №6 от 06.02.12 г., стр.31-33). В результате в Украине появился фонд, инвестировавший в золото 100% своих активов.

Речь идет об инвестфонде “Первый золотой” (КУА “Райффайзен Аваль”), зарегистрированном около года назад. Стоимость чистых активов данного фонда по состоянию на 10 июля составила 3,5 млн грн.

“Сделки с металлами заключаются в долларах США. Потом стоимость пересчитывается в гривнях по валютному курсу, т.е. фактически инвестор владеет долларовым активом и защищен от девальвации гривни”, — говорится на сайте КУА “Райффайзен Аваль”.

Невзирая на столь “железобетонную” уверенность, почти за год работы фонд показал отрицательную доходность — –10,86%. В принципе, в этом нет ничего удивительного.

Дело в том, что цена благородного металла снизилась почти на столько же. Как и предупреждал БИЗНЕС, фонды начали инвестировать в золото слишком поздно — когда оно было уже сильно переоценено.

В таких условиях предложенная модель защиты от девальвации в краткосрочной перспективе не сработала. Впрочем, в прошлом году дешевели почти все активы — и золото, и деньги, и облигации, и акции (см. на www.business.ua БИЗНЕС №28 от 09.07.12 г., стр.29, 30).

И все же негативный опыт не останавливает КУА. Так, 30% портфеля нового фонда “Казначейский”, по замыслу его создателей, будут составлять банковские металлы. При этом только 60% “металлической” доли инвестиционного портфеля будет представлено в золоте, еще 30% составит серебро и 10% — платина. По словам сотрудников компании “КИНТО”, именно серебро и платина гораздо больше используются в промышленности, чем золото, поэтому данные металлы могут частично повторять динамику цен на рынке акций: быстрее дорожать в хорошие времена и дешеветь — в плохие.

Контраргумент

В то же время среди украинских ИСИ существуют фонды, принявшие абсолютно противоположную стратегию, которая позволяет зарабатывать на опасениях девальвации гривни. Например, “Инвестиционный Капитал Фонд Облигаций” (КУА “Инвестиционный капитал Украина”).

“Стратегия фонда состоит в покупке валютных ОВГЗ на первичном аукционе Минфина с их последующей продажей за гривни по фиксированному курсу, привязанному к котировкам NDF на данную форвардную дату”, — поясняет Валерия Гонтарева, председатель совета директоров группы компаний “Инвестиционный капитал Украина” (г.Киев; с 2006 г.; 35 чел.).

Проще говоря, фонд “играет” против общих ожиданий девальвации национальной валюты, на чем ему пока удается неплохо зарабатывать: за последние 12 месяцев фонд показал доходность 40% — лучший результат на рынке среди облигационных фондов.

Высокую доходность фонду удается демонстрировать благодаря трем составляющим: доходности валютных ОВГЗ (сейчас — около 9,3% годовых), доходности операций с NDF (сейчас — 26% годовых), доходу от активной торговли ОВГЗ на вторичном рынке и сделок РЕПО с госбумагами (см. на www.business.ua БИЗНЕС №10 от 05.03.12 г., стр.41, 42).

“Наша задача — обыграть девальвацию, т.е. заработать в гривнях больше, чем потерять от девальвации национальной валюты, которая может случиться. Мы планируем заработать по результатам года 40%. Если девальвация составит примерно 20%, это будет означать, что мы ее переиграли, а если 50% — значит, мы потеряли деньги. Полагаю, что девальвации в размере 40% и выше не будет”, — уверяет г-жа Гонтарева.

Отметим, что успешный пока опыт уже заинтересовал конкурирующие компании. Так, запустить фонд с похожей стратегией планирует КУА “ОТП Капитал”.

“Стратегии, направленные на страхование денег от девальвации хороши в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде такие фонды могут стать неинтересны”, — считает Григорий Овчаренко, генеральный директор КУА “ОТП Капитал” (г.Киев; с 2007 г.; 16 чел.).

По его словам, сейчас хорошие результаты показывают ИСИ, которые активно торгуют на рынке, а не покупают, например, гособлигации и ждут их погашения. Примером такого фонда может служить венгерский хедж-фонд “OTP Supra” (КУА “OTP Fund Management”). Его среднегодовая доходность за три последних года превысила 30%.

Этот фонд работает в основном с гособлигациями разных стран, а также с валютными форвардными инструментами. “Мы планируем создать подобный хедж-фонд с гибкой стратегией, который позволит реагировать на изменения ситуации на рынке”, — говорит г-н Овчаренко. 

Спасательный круг

Валютные ОВГЗ как явление возникли в октябре 2011 г. Минфин был вынужден начать размещать такие бумаги, чтобы хоть как-то снизить процентные ставки в условиях кризиса ликвидности (см. на www.business.ua БИЗНЕС №7 от 13.02.12 г., стр.33-35).

Кроме того, на международном рынке правительству также не удалось разместить евробонды ввиду высоких процентных ставок — около 10% годовых, под которые инвесторы были готовы вкладывать деньги в украинские суверенные евробонды. Правительство было вынуждено создать новый вид номинированных в валюте госбумаг.

Этот инструмент заинтересовал не только банки, но и инвестфонды, поскольку вкладывать средства в валютные ОВГЗ легче и дешевле, чем приобретать евробонды. По словам управляющих, сейчас нет смысла покупать еврооблигации Украины, поскольку накладные расходы на их покупку “съедают” большую часть доходности.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1816на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24