Опаленные кризисом

21 грудня 2011
Павел Харламов, Светлана Крюкова, "Эксперт" №48, декабрь 2011 г.

ttp://expert.ua/articles/18/0/9712/

Игорь Гиленко, Денис Горбуненко, Дмитрий Гончаров, Василий Волга. Имена этих украинцев стали известны в широких кругах благодаря финансовому кризису и тем злодеяниям, которые им приписывают. Некоторые из упомянутых людей сейчас находятся в бегах, кто-то сидит за решеткой, а кое-кто продолжает вести бизнес в Украине

Сложно быть чиновником и не поддаться искушению заработать легкие деньги, грубо говоря, получить «на карман». Так, одной из жертв, на которую пала тень коррупции, стал директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктор Адамович. Ему в феврале 2011 года правоохранители «шили» дело о получении взятки в размере двух миллионов гривен. Глава наблюдательного совета Первого кредитного общества Андрей Азаров утверждает, что Адамович требовал «конверт» в качестве платы за выведение из кредитного союза временной администрации.

Директор департамента просидел в изоляторе временного содержания полгода и 2 ноября вышел на свободу под подписку о невыезде. «Я сейчас для всех недоступен и даже не в курсе, сохранилась ли за мной должность в комиссии. Собираюсь как раз на днях туда заехать и всё выяснить», — рассказал Адамович «Эксперту».

Погоревшие на службе

Если сегодня в стране главный политзаключенный — Юлия Тимошенко, то, пожалуй, главный заключенный из финансового мира — бывший глава Госфинуслуг Василий Волга. Девятнадцатого июля его задержали по обвинению в коррупции. Скоро над ним состоится суд. Волге, как и Адамовичу, инкриминируют вымогательство двух миллионов гривен (это, видимо, стандартная взятка у отечественных топ-чиновников), а также завладение государственными средствами на сумму 50 тыс. гривен.

Среди «погоревших» украинских чиновников-финансистов значится и экс-глава Государственного казначейства (при правительстве Тимошенко) Татьяна Слюс, которая с декабря 2010 года находится в розыске. Еще один опальный финансист — бывший министр экономики Кабинета Тимошенко Богдан Данилишин — получил политическое убежище в Чехии. Его обвиняют в нанесении государству ущерба на 13,9 млн гривен из-за нарушения процедуры государственных закупок. Данилишин сегодня дистанционно ведет активную социальную деятельность, общаясь с журналистами по скайпу, регулярно обновляет свою страницу на Facebook и критикует нынешнее правительство. В общем финансист-чиновник в экзиле.

Капитальный соблазн

В частном секторе примеров «погоревших» в кризис финансистов не меньше. Один из самых известных случаев — нашумевшая история с бывшим председателем правления банка «Надра» и владельцем 30% акций этого финучреждения Игорем Гиленко, который в 2005 году вошел в десятку самых молодых миллионеров… Австралии, если верить тамошним СМИ. Когда в 2009-м в Надра Банк ввели временную администрацию, налоговая милиция обвинила российского гражданина Гиленко в краже из фининститута 50 млн долларов, а сам он, объявленный в розыск, сбежал из Украины.

Немало грехов приписывали и бывшему руководителю Родовід Банка Денису Горбуненко. Ведь он даже после формального увольнения продолжал влиять на управление финучреждением через временного администратора Сергея Щербину, а также бизнесмена, народного депутата от Партии регионов (перебежчика из БЮТ) Александра Шепелева, офис которого располагался в здании банка.

Но когда появилась информация, что разозленные спортсмены, уроженцы Донецка Сергей и Василий Бубка, владевшие фининститутом, пригрозили отобрать у Горбуненко весь его бизнес, тот обосновался в Европе. «Насколько мне известно, Денис находится в Лондоне и в Украине по многим причинам не появляется», — заявил генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа. По словам опрошенных «Экспертом» банкиров, сейчас Горбуненко управляет одним из инвестиционных фондов Дмитрия Фирташа, свободно перемещается по Европе, однако в нашей стране не показывается.

За Горбуненко «ответил» временный администратор Родовід Банка. «Я был рекомендован Минфином для прохождения комиссии в Национальном банке на эту должность и сдал экзамен. Пока моя кандидатура не утверждена, но уже согласована с регулятором», — с уверенностью говорил Сергей Щербина в августе 2009-го. Однако в мае следующего года правоохранительные органы арестовали его и предъявили обвинение в растрате 340 млн гривен из средств, которые были направлены на рекапитализацию финучреждения. На прошлой неделе начался суд над Щербиной. Судя по ходу следствия, ему грозит тюремное заключение.
 
В начале 2011 года столичная прокуратура возбудила уголовное дело, подозревая экс-председателя правления банка «Киев» Николая Марченко в хищении из финучреждения более чем 5,5 млн гривен. Правда, сейчас сам банк себя чувствует неплохо: приносит прибыль, к нему возвращаются клиенты, обслуживавшиеся там до кризиса. В составе акционеров остался сын Николая — Виктор Марченко, который при отце был главой наблюдательного совета. «Я потенциально не могу быть инвестором, если банк приватизируют, да и его финансовое состояние под большим вопросом. К тому же я — обычное физлицо, откуда у меня такие деньги на реинвестирование?» — уверяет Марченко-младший.

А вот прежнему владельцу Укргазбанка Василию Горбалю, народному депутату от Партии регионов и бизнесмену, который контролирует «Киевгорстрой-1» и входит в Совет Нацбанка, сегодня никто официальных обвинений не предъявляет. Но в свое время тюрьмой ему угрожала Юлия Тимошенко, обвинявшая Горбаля в махинациях со средствами, поступившими в фининститут для рефинансирования. За 2008–2009 годы банк получил от НБУ рефинансирование почти на 1,8 млрд гривен.

К слову, кризисные годы стали большим испытанием для Горбаля (отправился к праотцам и Ипобанк, также некогда подконтрольный этому бизнесмену). Журналистам «Эксперта» Василий Горбаль признается, что не намерен брать реванш, и в числе потенциальных покупателей Укргазбанка себя не видит. «Я достаточно давно ушел с банковского рынка и не планирую возвращаться, хотя по-прежнему остаюсь миноритарным акционером этого финучреждения», — заявил Горбаль.

Александр Солтус, руководивший ликвидируемым Укрпромбанком, который связывали и с президентом Союза армян Украины Айком Памбухчяном, и даже с известными бизнесменами Гариком Корогодским и Александром Меламудом, сейчас занимает скромную должность члена наблюдательного совета Южкомбанка. Там он представляет интересы финансово-промышленной группы «Металл Юнион» (как и банк, она контролируется донецким бизнесменом Русланом Цыплаковым).

До сих пор на слуху имена многих мелких банкиров, в кризис довевших до банкротства принадлежавшие им финучреждения. Это и Павел Борулько, племянник бывшего генпрокурора Александра Медведько, владевший банками «Владимирский», «Европейский» и «Национальный стандарт», ставшими «мертвецами». И Константин Григоришин вместе с Игорем и Григорием Суркисами, из-за конфликта между которыми разорился фининститут «БИГ Энергия». А также народный депутат и медиамагнат Владимир Костерин — экс-собственник Трансбанка, и девелопер Александр Лойфенфельд — один из самых непубличных банкиров, владевший финучреждением «Синтез». Сейчас этот банк тоже ликвидируют.

Достраховались

«”Страховые традиции” ставят перед собой грандиозную задачу — сразить клиента. Покорить его выполнением взятых на себя обязательств, надежностью, финансовой устойчивостью, широким спектром предлагаемых продуктов, неизменным следованием постулатам профессиональной этики». Именно так рекламировал свою компанию Дмитрий Гончаров, который впоследствии прославился благодаря самому громкому банкротству на страховом рынке в разгар финансового кризиса.

Гончаров до последнего уверял, что «Страховым традициям» ничего не грозит, но когда летом 2009-го у компании отобрали лицензии из-за систематического невыполнения обязательств, бизнесмен бесследно исчез. И ни один из клиентов так и не смог получить ни копейки из тех почти 40 млн гривен, которые задолжала страховая компания (СК). Сейчас Дмитрий Гончаров особо ни от кого не скрывается, его часто можно встретить в столичных ресторанах за деловыми переговорами и праздными разговорами. «Я нахожусь в творческом отпуске и не готов говорить о планах на будущее», — передал слова Гончарова «Эксперту» Андрей Лупырь — его бывший коллега, экс-глава компании «Страховые традиции – жизнь». Она, кстати, тоже принадлежала Гончарову, но в начале 2011 года тот продал и ее.

Резонансным стало банкротство СК «Вексель», которая была связана с банкиром и поэтом-песенником Владимиром Матвиенко и его семьей, владевшей до начала 2009-го Проминвестбанком. О решении ликвидироваться компания заявила 22 января 2010 года, а в мае 2011-го Хозяйственный суд Киева признал страховщика банкротом. Причем винят в ее разорении не только владельцев, но и бывшего директора компании Василия Фурмана, который всячески отрицает свою причастность к проблемам «Векселя». «Я не руковожу компанией с декабря 2009-го, никакого отношения к ней не имею и не знаю, что там происходит», — еще год назад заявлял Фурман «Эксперту». Тем не менее по рынку ходят разговоры, что он поспособствовал выводу оставшихся активов из бездыханной СК «Вексель» в некую компанию «UBI Страхование», чем окончательно добил первую. А соратники Владимира Матвиенко по Проминвестбанку основали новенький банк «Січ».

Третьим «скандалистом» на страховом рынке стал Максим Удовиченко — собственник и руководитель СК «Галактика», которая тоже оказалась на грани банкротства. Временная администрация была введена в компанию в октябре 2009-го. Однако, поработав в «Галактике» год, временный администратор Виктор Дольник сложил полномочия и оставил страховщика с долгами почти в 80 млн гривен. Сегодня Удовиченко непубличен и из страхования, по сути, ушел. «Мы с ним хорошие товарищи и регулярно видимся. Но Максим не ”в рынке”, старается не ”светиться” и зарабатывает, консультируя старых клиентов», — рассказал «Эксперту» председатель правления одной из крупных украинских страховых компаний.

Гиблые активы

Фондовый рынок со скандалом покидали видные бизнесмены.

Одной из первых «ласточек» стала управляющая компания «ПИО Глобал Украина». Ее в 2008-м с большой помпой презентовала российская группа «АнтантПиоглобал». Правда, уже в конце того же года компания была продана группе «Сократ», подконтрольной бизнесмену Роману Сазонову. Но и эта сделка не стала последней, поскольку сам Сазонов решил уйти из инвестиционного бизнеса. «Роман решил выйти из бизнеса и занялся более интересными для него направлениями. В частности, агропромышленным комплексом», — говорит гендиректор компании по управлению активами (КУА) «ОТП Капитал» Григорий Овчаренко, управлявший активами «ПИО Глобал Украина» до 2010 года. В итоге компания досталась Игорю Мазепе, который об успешности покупки бизнеса Сазонова говорит сдержанно. «Любая реально работающая КУА — бизнес с прицелом на пять-десять лет вперед. В этом плане ”ПИО Глобал Украина” нами рассматривается как правильное стратегическое приобретение», — заявил Мазепа.

Дмитрий Гончаров, приведший «Страховые традиции» к громкому банкротству, ни от кого не скрывается, несмотря на то что страховщик задолжал круглую сумму
Около года назад со своим инвестиционным бизнесом распрощался один из «динозавров» фондового рынка Вадим Гриб. Причем сделал он это достаточно оригинально, поздравив коллектив компании с 15-летним юбилеем и сообщив о закрытии. «Я прогнозировал, что фондового рынка не будет, к тому же начался очередной виток кризиса. Мои ожидания оправдались, и было логичным свернуть бизнес», — поделился Гриб с «Экспертом». За собой бизнесмен оставил лишь небольшое подразделение, которое занимается управлением активами избранных клиентов. «А сам я и вовсе перешел на госслужбу», — признается финансист.

Похожая судьба постигла и КУА «Тайгер Эссет Менеджмент». Компания, являвшаяся детищем Сергея Калиновского — пасынка Дмитрия Фирташа, громко вышла на рынок как раз накануне кризиса 2008 года и очень удачно стартовала. Тем не менее бизнес не задался, и Калиновский решил от него отделаться, продав компанию в начале 2009-го девелоперу «Альтекс ВК». Ныне Сергей Калиновский живет в Москве и в украинской столице появляется очень редко.

Еще одним финансистом, чуть было не угробившим свою карьеру во время кризиса, стал Михаил Левченко, экс-руководитель инвестиционной компании «Миллениум Капитал». Она сейчас находится в коматозном состоянии, занимая место одного из аутсайдеров финансового рынка. Кроме того, в нынешнем году погорел и второй бизнес Левченко — компания NRG Capital, разорившаяся из-за стихийного накопления убытков по операциям РЕПО. Чем финансист намерен заниматься в будущем, он пока не знает. «Изучаю ситуацию на рынке. Самое главное — новые идеи. Они сегодня очень нужны, ведь сейчас на фондовом рынке почти невозможно найти продаваемые продукты», — сказал Левченко «Эксперту».

По прогнозам многих аналитиков, в следующем году ожидается очередная волна кризиса. И не исключено, что среди опальных финансистов появятся новые лица, а мы услышим новые громкие имена «беглых» и разыскиваемых за злодеяния бизнесменов и чиновников-финансистов. Ведь это как бесконечный латиноамериканский сериал.

Провокация для суицида 
 
Испорченная репутации и потеря капитала — весомая, но сравнительно легкая плата за ошибки. Украинские финансисты-неудачники, прибегая к бегству или «творческому отпуску», явно выбирают меньшее из зол.

В кризисные 2008–2009 годы в среде финансистов и крупных предпринимателей прокатилась волна суицидов. Так, 8 октября 2008-го выходец из Индии американский бизнесмен Картик Раджарам, топ-менеджер Pricewaterhouse Coopers и Sony Pictures, застрелился, убив перед этим пятерых членов своей семьи. В предсмертной записке он написал, что из-за финансового кризиса сломался эмоционально, физически и материально и решил не обрекать близких на нищенское существование. В декабре 2008 года по схожим мотивам повесились топ-менеджер банка HSBC британец Кристен Шнор, а в апреле 2009-го — финансовый директор американского ипотечного агентства Freddie Mac Дэвид Келлерман. В июне минувшего года найден мертвым в лесу бывший финансовый директор голландского банка ABN Amro Хуберт Бауместер. По версии следствия, финансист застрелился. Суицид был совершен в период, когда его банк переживал упадок.

Впрочем, некоторые финансисты к самоубийству шли окольными путями. Например, в апреле 2009-го сотрудник американской Федеральной корпорации по страхованию депозитов Джефф Уолсер угрожал персоналу филиала Bank of America в Канзас-Сити взорвать бомбу, если те не отдадут ему деньги. Когда Уолсеру принесли 41 тыс. долларов, горе-грабитель отказался от них и сдался полиции. Он пояснил, что хотел попасть в тюрьму, чтобы свести там счеты с жизнью. Желание покончить с собой, по его словам, было вызвано одиночеством, растерянностью и усталостью от работы.

По официальной статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире совершается 1,1 млн самоубийств. По неофициальным данным, эта цифра составляет около четырех миллионов. К 2020-му, прогнозируют в ВОЗ, количество суицидов увеличится до 1,5 миллиона в год.

С наступлением очередной волны финансового кризиса число самоубийств превысит прогнозные расчеты этой организации, утверждают опрошенные «Экспертом» аналитики. «Нетрудно догадаться, что если мы наблюдали всплеск суицидов в кризисные 2008–2009 годы, то он повторится и с наступлением второй волны кризиса», — отмечает заведующий лабораторией Института социальной и политической психологии Павел Фролов.

В кризисные годы случаи самоубийств учащаются во многих странах мира. Так, в 2008–2009 годы в европейских странах их число возросло на 5–17%. Самый большой скачок наблюдался в проблемных Греции (17%) и Ирландии (13%). В Южной Корее в 2009-м количество самоубийств возросло на 19%. Счеты с жизнью свели 14,5 тыс. человек. По информации Минздрава, в Украине в кризисный 2009 год по сравнению с 2008-м суицидов увеличилось на 2,7% — до 9717 случаев.

«Для некоторых финансистов и предпринимателей смысл их деятельности состоит в накоплении богатства и создании вокруг него потребительской аудитории», — говорит эксперт Европейского Института политической культуры (Киев) Наталья Трегубова. В таком случае, утверждает она, для руководителя банка или предприятия важно поддерживать уровень производства своей компании, качество активов, соблюдать обязательства перед клиентами. Во время кризиса этот смысл ставится под угрозу, а те, кто его теряет, ставят крест на своей жизни. По словам Трегубовой, в нашей стране банкротство финансовых структур вовсе не означает полную бедность их владельцев, ведь значительная часть финоборотов украинского бизнеса находится в «тени». Однако сами финансисты и предприниматели воспринимают разорение как крушение смысла их деятельности в обществе, что и приводит к трагическому концу.

В стрессовой ситуации происходит отчуждение сознания, отмечает Павел Фролов; человек перестает видеть альтернативные способы решения проблемы. Для того чтобы он мог их найти, необходима поддержка близких людей, а также умение проиграть наперед сценарий событий, которые последуют после кризисного периода. Как правило, эти последствия оказываются не такими страшными, как кажется. «В каждой кризисной ситуации есть ”соломинка”, которая связывает вас с будущим», — резюмировал эксперт. Главное ее отыскать.

 


 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24