О пенсиях, выборах и выборе пенсии

08 травня 2012
Елена Васильченко, FundMarket, 07.05.2012

http://fundmarket.ua/blogs/o-pyensiyah-vyborah-i-vyborye-pyensii-olyena-vasilchyenko/

1 октября прошлого года заработала принятая летом пенсионная реформа, которую нам представляли как неизбежность. Мол, если не повысить пенсионный возраст для женщин, не ограничить максимальный размер пенсий, не ужесточить правила их расчета, то будущим поколениям пенсионеров уже скоро не будет из чего производить выплаты. И не нужно быть большим специалистом, чтобы сделать вывод, что повышать размер пенсионных отчислений или увеличивать дотации ПФУ из госбюджета нереально: и то, и другое и так очень велико. Да и негативные последствия включения печатного станка для осуществления социальных выплат понимает и стар, и млад.

За эти полгода народ смирился с тем, что денег на пенсии на прежних условиях в государстве нет. «Чернобыльцы», дети войны и другие категории пенсионеров, представители которых последние месяцы довольно успешно через суды добивались получения пенсий в размерах, положенных им по закону, а не выплачиваемых на основании постановлений правительства исходя из существующих финансовых возможностей государства, получили решение Конституционного Суда, означающее бесперспективность таких исков и тоже вынуждены были смириться с ситуацией. И вдруг деньги на повышение пенсий нашлись. Причем немалые. Внеся 12 апреля изменения в Закон о государственном бюджете на 2012 год, депутаты убедительным большинством согласились выделить на реализацию новых социальных инициатив в части пенсионного обеспечения 9,1 млрд грн., что составляет половину суммы, запланированной на все социальные новшества. Всего через полгода после болезненной реформы. Хотя тут причина скорее не в тех «полгода», которые «после», а в тех, которые «до» важного события в жизни нашего общества.

Многое ли изменилось в стране за это время? Судя по правительственной пояснительной записке к упомянутому закону «в 2012 году закрепилась тенденция устойчивого развития экономики и снижения инфляционного давления, наблюдавшихся в 2010-2011 годах». Да, показатели инфляции, в отличие от реальных цен вокруг, радуют. Напомню, за прошлый год официальная инфляция составила 4,6%, что явилось самым низким показателем за последние 9 лет. Но что будет с этим показателем по итогам 2012-го?!
По информации правительства, предпринятые им меры, способствовали и росту объемов прямых иностранных инвестиций.

Кстати, что по данным Нацбанка у иностранных инвесторов появился совершенно неожиданный конкурент в лице трудовых мигрантов, сумма денежных переводов которых в прошлом году практически сравнялась с объемом прямых иностранных инвестиций в экономику Украины, увеличившись за год почти на 20% и достигнув 7,02 млрд дол.

Каковы же источники выполнения новых социальных инициатив? Упомянутыми изменениями планируется увеличить доходы госбюджета на текущий год на 33,3 млрдгрн, главным образом за счет «экономического роста и детенизации». Так что очевидно резервы есть. Правда, настораживает то, что обычно фондовый рынок первым ощущает зарождающийся рост экономики и реагирует на это своим подъемом. Да и деньги в экономику частично поступают через него. Но наш рынок ценных бумаг почему-то остается бесчувственным и безразличным. Объемы торгов на биржах оставляют желать лучшего - по данным Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку объемы биржевой торговли на всех украинских площадках в январе-марте 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократились на 21%.

Многие иностранные инвесторы с фондового рынка ушли. А деньги трудовых мигрантов,похоже, до него еще не дошли. Да и вряд ли дойдут. Хотя можно предположить, что как минимум на социальные цели они направляются. Не в масштабах страны, конечно, а в пределах нужд членов семей гастарбайтеров, в том числе и достигших пенсионного возраста. Своего рода «доплата к пенсии из-за рубежа».
Оживить фондовый рынок, а экономике дать «длинный» финансовый ресурсмог бы запуск 2-го уровня пенсионной системы – обязательного накопительного - и появление мощного институционального инвестора в лице Накопительного пенсионного фонда. Но последний раз реальная возможность наконец-то осуществить этот, предусмотренный еще в 2003 году этап пенсионной реформы, была во время принятия прошлым летом Закона о реформе. Но тогда препятствием стало отсутствие денег – ведь часть страховых взносов в пользу лиц, охваченных 2-м уровнем, будет поступать не в Пенсионный фонд Украины, а на индивидуальные накопительные счета участников и инвестироваться в экономику страны. В связи с этим солидарная пенсионная система на первых порах будет «недополучать» определенные суммы, которые пришлось бы компенсировать из госбюджета. Например, в случае запуска 2-го уровня с 2013 года, в первый год эта сумма составила бы 4,2 млрд. грн. Зато в будущем участники 2-го уровня могли бы иметь еще один источник пенсии в зрелом возрасте. Но Закон о реформе, предусмотрев для 2-го уровня размеры отчислений от единого социального взноса и установив охват им тех, кто на момент его запуска не достигнет 35 лет, не открыл тайну времени его внедрения, указав лишь условие – с года, в котором будет достигнута бездефицитность бюджета ПФУ. Хотелось бы надеяться, что недавние социальные инициативы в пенсионной сфере не отложат введение обязательной накопительной системы «в долгий ящик».Ведь утвержденный бюджет ПФУ на 2012 год предусматривал дефицит собственных средств в сумме 9,7 млрд грн., а на днях министр социальной политики Сергей Тигипко заявил о превышении плановых доходов Пенсионного фонда в январе-марте этого года на 3 млрд грн.

Пока же анализ последних событий, затрагивающих и пенсионную сферу, и комментарии экспертов не исключают, что за неожиданные перерасчеты, доплаты и повышения придется расплачиваться всем нам, в том числе и получившим их пенсионерам.
А между тем актуальность своего выбора не только на парламентских выборах, но и при создании собственных источников благополучия в пенсионном возрасте, не полагаясь на государство, только возрастает. Много ли у наших сограждан вариантов? Думаю, не очень. Банальное «жить за счет сдачи в аренду лишнего объекта недвижимости» или «шиковать на пенсии за счет доходов от собственного бизнеса» рассматривать не будем.
Недавно в уважаемом центральном деловом издании с удивлением прочла совет на тему «о пенсии надо заботиться заранее и самостоятельно», который сводился к тому, чтобы, накапливая необходимые суммы регулярно покупать золотые слитки по 5 гр., а потом, ежемесячно сдавая их по одному, иметь дополнительную пенсию. Мол, «что еще из материальных благ не портилось за последние 100 лет, свободно обменивалось при любой власти и занимало мало места»?! Позволю заметить автору идеи, что за последние сотни лет мир придумал различные финансовые учреждения и инструменты, как специально предназначенные, так и просто подходящие для накоплений на безбедную старость. Поэтому обратимся к тому, что доступно для большинства наших соотечественников.

Банковские депозиты. Широко известны. Просты для понимания. Доступны. Доходность определяется при заключении договора банковского вклада. Большинство банков предлагают выплату процентов ежемесячно, что делает их подходящими в качестве дополнительного источника пенсии. Но возможность в любой момент расторгнуть договор банковского вклада и забрать деньги, потратив на другие нужды, снижает их удобство для наших целей. Несмотря на суровое регулирование со стороны Нацбанка, сохраняется риск банкротства банковского учреждения. Важно и то, что для того, чтобы на проценты вкладчик мог достойно существовать десятки лет, основная сумма депозита должна быть довольно крупной. На сегодняшний день можно говорить об использовании обычных депозитов, поскольку специальные пенсионные депозитные счета, предусмотренные Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении», до сих пор не работают.

Инвестиционные фонды. Хорошо знакомы лишь небольшой части украинского населения. Вопреки заблуждениям, доступны и для людей со средним достатком. Государственное регулирование и контроль делают фонды достаточно надежным институтом, но зависимость от ситуации на финансовых рынках повышает их риски для инвесторов, особенно с ограниченными сроками инвестирования. Размер дохода не гарантирован. Фонды предлагают различные инвестиционные стратегии на любой вкус, но их участниками чаще всего становятся люди, рассчитывающие на более высокую доходность инвестиций, чем по банковским депозитам. Подходят для накопления и преумножения денег (но не последних!) в короткой или среднесрочной перспективе, но для получения регулярных выплат после выхода на пенсию придется подыскать другой вид финансовых учреждений.

Компании по страхованию жизни. Активизировались на волне популяризации проведенной в 2003 году пенсионной реформы. Предлагают различные пенсионные программы и накопительное страхование жизни, подавая свои продукты в красивых, привлекающих потребителей обвертках. Как и в любом другом виде страхования, тут много нюансов и подводных камней, о которых клиент нередко узнает уже после заключения договора. В отличие от НПФ, имеют право выплачивать пожизненные пенсии, что повышает риски неплатежеспособности вследствие более длительной, чем ожидалось, продолжительности жизни клиентов. В последнее время привлекают больше денег от физических лиц, хотя поначалу пользовались спросом в основном у предприятий.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Работают в Украине с 2004 года. Имеют непредпринимательский статус. Их предназначение – исключительно сбор пенсионных взносов вкладчиков, инвестирование с целью сохранения и преумножения, а также выплаты пенсий участникам. Зарегистрировано около сотни фондов, хотя принимают взносы и производят пенсионные выплаты чуть более половины. Прозрачны. Жесткое государственное регулирование и контроль. Основной объем взносов поступает от юридических лиц. Размер и периодичность взносов выбираются вкладчиком и, как правило, очень гибкие. Удобны для людей с нерегулярными доходами. Прекрасно подходят гастарбайтерам и членам их семей, хотя взносы принимают только в гривнах.
С целью минимизации рисков все поступления пенсионные фонды инвестируют в различные разрешенные законом финансовые инструменты с учетом установленных количественных ограничений.
Размер доходности и соответственно будущей пенсии не гарантирован, но вся прибыль распределяется исключительно между участниками. Участник НПФ имеет право на получение в виде пенсионных выплат всех средств, которые учитываются на его индивидуальном пенсионном счете и состоят из взносов, уплаченных в пользу этого участника им самим, его работодателем или родственниками, и ежедневно распределяемой в его пользу прибыли (убытка) пенсионного фонда. Неполученные участником суммы на личном счете наследуются.
Имеют право осуществлять два вида выплат: единовременная выплата и пенсия на установленный срок, который определяется самим участником, но должен быть не менее 10 лет. На 1 октября 2011 г. пенсионные выплаты из НПФ превысили 200 млн грн., при этом общая сумма пенсионных активов составила 1,3 млрд грн. Получателями негосударственных пенсий уже стали более 60 тысяч человек, что составляет около 11% от общего количества участников НПФ.

Так что выбор есть. И нужно, независимо от выборов в стране, самостоятельно заранее выбрать источники своего финансового благополучия в зрелом возрасте. Важно не ошибиться.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24