Ни дать ни взять

21 серпня 2012
Анна Уляницкая, "Бизнес", №34, 2012

http://www.business.ua/articles/rinok_kapitala/Ni_dat_ni_vzyat-35776/

В начале августа судоходная компания KDM Shipping провела IPO на Варшавской фондовой бирже (ВФБ). В ходе размещения ей удалось привлечь $7,4 млн, продав всего 10,9% своих акций.

 Отметим, что изначально компания намеревалась реализовать инвесторам 35% своих акций за $36 млн. “Мы планировали стать публичной компанией очень давно. Еще полтора года назад решили провести IPO. С 2011 г. была проделана большая работа — написан проспект эмиссии, проведен аудит и др. Завершая подготовку, мы понимали, что рынки сейчас не самые хорошие. И все равно решили пойти на этот шаг”, — рассказывает Денис Молодковец, финансовый директор KDM Shipping (г.Киев; с 2001 г.; данные о численности персонала не предоставлены).

По его словам, компания собирается дополнительно разместить 25%-ный пакет акций в середине следующего года, если ситуация на финансовых рынках улучшится.

“Первое размещение было сопряжено с наибольшей нагрузкой, с точки зрения как времени, так и стоимости. Расходы составили около 5% привлеченных средств. Следующие IPO-размещения будут намного дешевле, и подготовка к ним займет меньше времени”, — считает г-н Молодковец.

Компании не удалось с первой попытки разместить весь пакет акций ввиду недостаточного спроса на украинские бумаги со стороны западных инвесторов (см. также “Андеррайтер...” ).

БИЗНЕС уже предупреждал читателей, что интерес иностранного капитала к украинским активам резко снизился, о чем красноречиво свидетельствовало падение цен практически на все акции котирующихся на ВФБ украинских эмитентов в течение года (см. на www.business.ua №29 от 16.07.12 г., стр.26, 27).

При этом акции пяти из 11 отечественных компаний, котирующихся на ВФБ, на момент размещения KDM Shipping подешевели более чем вдвое. Неудивительно, что в таких условиях польские инвесторы не очень охотно покупают акции украинских предприятий. Денис Молодковец признает, что чувствовалось негативное отношение инвесторов к бумагам из Украины.

Кроме того, эксперты отмечают, что IPO проводилось с ограничениями. “Размещение проходило только среди польских инвесторов. У них есть ограничения по тому, сколько они могут вкладывать активов в одну компанию и в одну отрасль”, — говорит Роман Насиров, и.о. генерального директора инвесткомпании “Ренессанс Капитал Украина” (г.Киев; с 2004 г.; 50 чел.).

Еще одним фактором, сыгравшим против компании, стала специфика отрасли. Эксперты считают, что для польских инвесторов судоходство — не профильный сектор экономики.

Отметим, что основной источник дохода компании — перевозка судами таких грузов, как зерно, металлолом, дерево и пр., по странам Средиземноморского региона, а также по Украине и России. Кроме того, она оказывает судоремонтные, судостроительные услуги и занимается туризмом — организовывает экскурсии по Днепру.

В 2011 г. чистый доход KDM Shipping составил $29,2 млн. Основную долю выручки (78%) обеспечили грузоперевозки, 15% — судоремонтные работы, 7% — пассажирские перевозки. Привлеченные от размещения деньги компания планирует направить на покупку судов.

В то же время эксперты отмечают, что в сложившихся на внешних рынках условиях даже достигнутый результат — большая удача для украинского эмитента (см. “Андеррайтер...”). Ведь IPO могло вовсе не состояться. Поскольку пакет акций не был размещен в полном объеме, инвесторы имели право потребовать от компании свои деньги обратно. Но они не сделали этого. А такие прецеденты уже встречались.

Так, к примеру, произошло в случае с компанией ViOil (г.Винница; переработка масличных, производство растительных масел и жиров; с 1992 г.) летом 2011 г. Объявив об IPO, она рассчитывала привлечь около $142 млн. Инвесторам было предложено 37% акций эмитента. Запланированный пакет разместить не удалось, и эмитенту пришлось возвращать деньги подписавшимся на ценные бумаги (ЦБ) инвесторам.

Де лістинг?

Подобная ситуация складывается и на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ). Украинские компании не размещались здесь с лета прошлого года. Последней стала сельскохозяйственная Сontinental Farmers Group, располагающая активами и в Украине, и в Польше, которая в июне 2011 г. провела IPO на альтернативной площадке ЛФБ и привлекла $24 млн инвестиций.

Стоит отметить, что с момента размещения котировки акций данного эмитента упали на 31%. Не лучший результат показывают и другие компании, котирующиеся на ЛФБ (см. “Доходность инвестиций…” ). За последние 12 месяцев доходность всех компаний, торгующихся на ЛФБ, отрицательная. С начала года выросли в цене акции только двух компаний с украинскими корнями — MHP и Avangard.

Но, как оказалось, падение цен на акции отечественных эмитентов — еще не самый плохой вариант для инвесторов, купивших украинские бумаги. В скором времени некоторые компании, ранее проведшие IPO, вообще могут перестать быть публичными.

Так, о планах делистинга своих акций на ЛФБ недавно заявил украинский девелопер KDD Group (см. “Эмитент...”).

Руководство компании считает, что в условиях финансового кризиса, когда невозможно привлечь деньги, не имеет смысла поддерживать публичный статус компании. Теперь миноритарные акционеры рискуют остаться с ЦБ, стоимость которых формируется не на рынке и которые нельзя будет продать на фондовой бирже.

При этом мажоритарный собственник в случае ухода компании с биржи не будет обязан выкупать бумаги у инвесторов (см. “Юрист...”). С точки зрения краткосрочной перспективы, инициатива руководства компании понятна — можно будет урезать расходы. Однако в долгосрочной перспективе компания с такой историей вряд ли сможет снова привлекать деньги на фондовом рынке.

Стоит отметить, что торги акциями KDD Group на ЛФБ приостановлены еще 2 апреля “до выяснения его (эмитента. — Ред.) финансового положения”. По информации самой компании, этот шаг обусловлен риском ее банкротства в связи со значительной кредиторской задолженностью по проекту Sky Towers (потенциально самый высокий строящийся объект в Украине).

“Сейчас продажа проектов Sky Towers и Zazimye находится на финальной стадии, и вместе с ними с нашего баланса “уйдет” более $200 млн пассивов. Поэтому финансовое состояние компании значительно улучшится”, — считает Петр Радчук, вице-президент KDD Group. Кроме того, недавно у компании сменился собственник.

В конце 2011 г. KDD Group сообщила, что глава украинского агрохолдинга Kernel Андрей Веревский приобрел 68,2% акций KDD Group. Сделка оценивается в $16 млн.

При этом отметим, что в декабре 2007 г. в ходе IPO KDD Group привлекла $130 млн, продав всего около 19,6% акций. До смены собственника крупными пакетами акций (более 10%) владели три акционера: Александер Левин (22,6%), Вячеслав Константиновский (16,9%) и Александр Константиновский (16,9%). При этом на бирже котировалось более 23% акций, которыми владели 60-80 инвестфондов.

Планы на выход

Несмотря на неудачи коллег, многие украинские компании не оставляют идею привлечь деньги на внешних рынках. О таких намерениях заявляли, в частности, компании “Ландгут” и “Кряж&Кусто”, занятые в сельскохозяйственном секторе, компания “Вега” из сферы телекоммуникаций, а также “Юнигран”, которая занимается добычей и перевозкой щебня. “В кризис деньги компаниям нужны больше всего. Поэтому некоторые из них и решаются на IPO”, — объясняет Роман Насиров.

Правда, во многих компаниях еще окончательно не решили, что в нынешней ситуации выгоднее размещать — евробонды или акции. По словам экспертов, IPO проводят, как правило, тогда, когда уже не получается привлекать кредиты.

“Взятые в долг деньги придется отдавать. Поэтому в некоторых случаях руководство принимает решение отдать долю в компании для привлечения финансирования. Если компания качественная — есть кредитная история, понятный и стабильный уровень доходов, ей намного легче разместить евробонды. Но если уровень дохода недостаточный, грубо говоря, если компания зарабатывает $10 млн в год, а ей нужно привлечь $100 млн, то ни о каких бондах речь идти не будет. Однако же она может привлечь средства через IPO”, — объясняет г-н Насиров. 

Андеррайтер — о размещении

Петр Спатарь (30), глава инвестиционного банкинга Jaspen Capital Partners (г.Киев; с 2011 г.; 16 чел.):

— Компания KDM Shipping технически была готова к старту IPO в начале июня, однако вследствие негативного внешнего фона и снижения интереса к украинским публичным компаниям было принято решение перенести размещение на конец июля.

Прогнозы по европейским рынкам на второе полугодие текущего года, а также политическая неопределенность ввиду будущих выборов в Украине не давали повода ожидать резкого улучшения ситуации, поэтому решили не откладывать. При размещении KDM Shipping не были достигнуты все поставленные цели, однако IPO оцениваем положительно. Из изначально запланированного объема в 35% акций компания смогла разместить 11%.

На семи из восьми публичных IPO украинских компаний на Варшавской бирже за последние три года инвесторы потеряли деньги, причем на некоторых более 50% вложенных средств. При таких рыночных условиях мы считаем IPO успешным — это первое размещение за последние 12 месяцев среди украинских компаний, и оно состоялось благодаря правильному позиционированию.

Максимальная цена на акцию была установлена на уровне 36 злотых, размещение состоялось по цене 32,4 злотого, таким образом, дисконт к максимальной цене составил 10%.

Эмитент — о публичности

Петр Радчук (38), вице-президент компании KDD Group (г.Киев; с 2007 г.; 100 чел.):

— Приостановка торгов акциями нашей компании на ЛФБ подтолкнула нас к пересмотру необходимости удерживать публичный статус. Это обходится недешево, а использовать данный инструмент для привлечения новых денег стало невозможно в связи с состоянием финансовых рынков.

Кроме того, публичный статус вследствие излишней зарегулированности не позволяет компании достаточно быстро реагировать на изменения рынка. Поэтому, скорее всего, KDD Group перестанет быть публичной компанией и станет частной с теми же акционерами.

На наш взгляд, делистинг — это хоть и вынужденный, но единственно правильный, с точки зрения бизнеса, шаг. Особенно сейчас, когда сектор недвижимости переживает далеко не лучшие времена. Мы концентрируем наши усилия на достройке жилищного комплекса PecherSky. И у нас есть для этого необходимое финансирование.

Начинать в ближайшее время строительство новых проектов мы не планируем, так как считаем это экономически невыгодным: процентная ставка по кредитам в размере 20% годовых “съедает” всю девелоперскую маржу.

Юрист — об обязательствах

Алексей Демьяненко (22), юрист компании “Астерс” (г.Киев; с 1995 г.; 100 чел.):

— AIM (альтернативный рынок), в отличие от основного рынка Лондонской фондовой биржи, не является регулируемой площадкой в понимании европейского законодательства, и, соответственно, инвесторы, вложившие средства в компанию, там больше подвержены рискам, исходящим от мажоритарных акционеров.

Для делистинга, как предусмотрено правилами биржи, необходимо решение общего собрания акционеров, которое принимается квалифицированным большинством в 75% голосов. По итогам делистинга торги акциями компании прекращаются. Миноритарии, соответственно, лишены возможности продать свои пакеты на бирже.

Выкупать их мажоритарий не обязан. Компания, прошедшая делистинг, не обязана сообщать о существенных сделках, изменениях в составе должностных лиц, публиковать финансовую отчетность, соблюдать требования по корпоративному управлению.

Хотя мажоритарный акционер может принять на себя обязательства по так называемому relationship agreement (соглашению о взаимоотношениях), которым могут налагаться ограничения на голосование по отдельным вопросам, в том числе по делистингу.

Подобное соглашение может быть подписано как до IPO, так и после. В таком случае мажоритарий идет навстречу миноритарным акционерам, чтобы у них была уверенность в том, что торги акциями не прекратятся.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1815на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24