Налоги вернут на родину

28 травня 2013
Наталья Непряхина, "Коммерсантъ-Украина", №85, 2013

http://kommersant.ua/doc/2198933

Государство хочет лишить бизнес возможности выводить прибыль из-под налогообложения с помощью трансфертного ценообразования. Контроль над такими операциями осуществляется во многих странах, но украинский закон может оказаться одним из самых жестких. Чтобы получить в бюджет миллиарды гривен, налоговики готовятся начать отслеживать все операции на сумму свыше 50 млн грн. При этом мониторинг коснется как сделок внутри страны, так и с территориями низкого налогообложения. Если в законопроекте не появятся четкие механизмы контроля и оспаривания, бизнес опасается оказаться под угрозой доначислений и штрафов.


Принятие правительственного законопроекта N 2515 о введении контроля над трансфертным ценообразованием (ТЦО) затягивается. Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной рады еще в апреле рекомендовал его к принятию, но до сих пор документ не был рассмотрен даже в первом чтении. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский уверен, что процесс затягивается искусственно. "Слишком велика цена вопроса, нормы затрагивают большую группу интересов. Хотя в мировой практике такой контроль существует давно, для нас это ново, резонансно и революционно",— отмечает он, предполагая, что крупный бизнес до сих пор ведет переговоры о смягчении правил контроля. По оценкам партнера PricewaterhouseCoopers (соавтор законопроекта) Вячеслава Власова, под контроль государства могут попасть операции от 10 до 20 финансово-промышленных групп.

Смысл контроля над трансфертным ценообразованием состоит в попытке правительства определить реальные цены товаров в сделках между связанными лицами с тем, чтобы ликвидировать механизм оптимизации налогообложения. "Есть два связанных предприятия. Одно производит продукцию, второе продает конечному потребителю. Если эти две компании принадлежат одному и тому же лицу, то по разным причинам одному из них может оставаться больше прибыли,— поясняет господин Власов.— Если это международная транзакция, то причиной может быть более низкая ставка налогообложения: прибыль выводится туда, где ставка налога ниже". Государство же заинтересовано в том, чтобы налог был уплачен в Украине, где находится производство.

По оценке министра доходов и сборов Александра Клименко, ежегодно через связанных лиц из страны выводиться 100 млрд грн. "Схема вывода капитала однозначно будет перекрыта",— уверена глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. "Этап дикого накопления капитала в Украине пора заканчивать. И благодаря предложенным нормам проведение экспортных операций через страны с низкими ставками сократится",— считает генеральный директор "Укрметко Лтд" Валентин Макаренко.

Контрольная цена
Закон позволит контролирующим органам отслеживать все операции объемом свыше 50 млн грн между связанными лицами внутри страны, а также сделки с резидентами стран с низким уровнем налогообложения. Речь идет о территориях, где ставка налога на прибыль на пять процентных пунктов ниже, чем в Украине. Глава "Украинской аграрной ассоциации" Владимир Макар отмечает, что предложенный порог контролируемых операций станет чрезмерным бременем и для налогоплательщиков, и для налоговиков. По оценкам его ассоциации, только по внешнеэкономическим контрактам количество операций, подлежащих проверке на ТЦО, составит 12 тыс. в год. Поэтому на первом этапе следует установить порог в 200-250 млн грн с дальнейшим снижением в течение трех-пяти лет до 50 млн грн. "Если повысить порог до 200 млн грн, количество операций уменьшится до 2 тыс.",— говорит он. "Практика применения подобных норм в России показала — очень важно, чтобы с самого начала в сферу контроля не попало слишком большое количество предприятий,— говорит руководитель департамента налогового планирования Group DF Владимир Диденко.— В противном случае ни контролеры, ни бизнес не смогут справиться с такой нагрузкой".

К тому же бизнес считает желание установить контроль над операциями со странами с низкими налогами вмешательством в экспортную деятельность предприятий. "Покупая товар в Швейцарии, украинский бизнес будет обязан доказать справедливость цены, а на практике это может оказаться невозможным",— говорится в выводах общественной коллегии при парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. По мнению господина Макара, контроль коснется внешнеэкономических отношений с резидентами стран, где ставка налога составляет 8-14%: Болгарии, Венгрии, Иордании, Ирландии, Лихтенштейна, Черногории, Швейцарии, Туркмении и других. Тем не менее заместитель директора по экономике и финансам "Украгрохимхолдинга" Игорь Трофименко считает, что норма не повлияет на объем экспортных операций, потоки просто будут переориентированы.

Сомневается бизнес и в целесообразности контроля внутри страны. Как пояснили "Ъ" в пресс-службе СКМ, в случае коррекции налогооблагаемого дохода возникнет право на пропорциональную коррекцию расходов. А это — нулевой результат для госбюджета. "К тому же не надо забывать, что затраты на администрирование самого процесса будут значительными и для контролирующих органов, и для бизнеса",— добавляют в СКМ. По словам Юлии Дроговоз, нормы о контроле сделок внутри страны и с резидентами льготных налоговых территорий — ноу-хау. Получив такие данные, контролеры могут "захлебнуться" информацией, ведь чтобы выявить схему, необходимо обработать огромный массив данных.

Штрафная норма
Особое опасение бизнеса вызывают размеры штрафов. За неподачу годового отчета о контролируемых операциях до 1 мая предусмотрен штраф в объем 5% от суммы операций, за непредоставление дополнительной информации — штраф в размере 100 минимальных зарплат (более 110 тыс. грн). "Штраф не просто высокий, а убийственный. Это дополнительная административная нагрузка для бизнеса",— заявил Владимир Диденко. Внушителен и объем документации. Вначале было предусмотрена необходимость подачи копий первичных документов, от чего в министерстве уже отказались, но сохранили за собой право их требовать. Бизнес также недоволен внушительным сроком проверок — до года, и предлагает сократить его до полугода. Господин Клименко настаивает на сохранении этих норм, чтобы у бизнеса не было соблазна уклоняться от уплаты налогов. Кроме того, предлагаемые сроки проверок — даже меньше, чем в мировой практике (где они длятся до нескольких лет).

Отсутствуют и четкие критерии определения источников информации, по которым налоговые органы будут сверять цены. "Эти источники должны быть доступны всем. Если министерство ссылается на информацию, то у плательщика должен быть доступ к ней и наоборот. В мире, например, пользуются информацией от Amadeus, Bloomberg, но, если будут контролироваться цены внутри страны, то вряд ли в их базу попадут отечественные предприятия",— говорит Юлия Дроговоз. Каким образом будет учитываться специфика предприятий, бизнес-стратегий, наличие различного оборудования и технологий даже при производстве идентичного товара для определения контролируемых цен, бизнес пока также не знает.

Дайте срок
Контроль над ТЦО необходим, но эксперты считают законопроект "сырым". Вначале предлагалось определить датой вступления закона в силу 1 июля 2013 года, но, очевидно, что ее придется перенести. "Минимально необходимый срок — шесть месяцев. Спешка, которую мы видим, абсолютно неуместна,— считает господин Диденко.— Подготовительный переходный период крайне необходим как для бизнеса, так и для контролирующего органа, которому необходимо нанять и обучить компетентный персонал". В "Украинской аграрной ассоциации" оптимальным переходным периодом считают один год. Игорь Трофименко указывает на возможные проблемы. "Прописаны пять методов оценки цен, но плательщик может определить метод, по которому цена за товар составляет $100/т, а инспектор — другой, где стоимость — $200/т. Каким будет порядок разрешения конфликтов в контролирующих органах и судах? Внятного ответа не прозвучало. И, хотя в министерстве пообещали не доводить дела до судов, статистика показывает, что налоговые и судебные органы не всегда готовы применять либеральную трактовку норм Налогового кодекса",— отмечает господин Трофименко.

Исходя из этого, депутаты намерены ко второму чтению существенно доработать документ. Прежде всего внутри страны должны контролироваться операции, если связанные лица являются субъектами внешнеэкономических операций или одна из сторон имеет убытки или льготы. Кроме того, планируется запретить инспектору применять метод определения цены, который не совпадает с методом, выбранным плательщиком, а также установить централизованный подход к проведению проверок, снизить размеры штрафов и установить двухлетний мораторий на их применение. Предложено, чтобы закон заработал с 2014 года в отношении сделок на сумму свыше 200 млн грн. "Мы будем рекомендовать это парламенту, но комитет — не истина в последней инстанции. Депутаты сами примут решение",— заявил "Ъ" глава комитета Виталий Хомутынник.

Господин Забловский уверен, что закон примут до начала июля, поскольку есть "политическая воля". Однако, что бы ни было принято в парламенте, контролирующие органы будут трактовать нормы в свою пользу. "Ни один из наших законов не применяется напрямую, то есть превалирует политика двойных стандартов, а правыми всегда оказываются контролирующие органы. С учетом отсутствия специализированных судов по данному вопросу, оспорить будет сложно, и не останется ничего другого, как уплатить доначисления",— резюмирует Валентин Макаренко.
 
 
"Правыми чаще всего хотят быть именно контролирующие органы"
исполнительный директор "Европейской бизнес ассоциации" Анна Деревянко

— Готов ли бизнес к контролю над трансфертным ценообразованием (ТЦО) со стороны государства?


— Законопроект обсуждается уже достаточно давно, поэтому, я считаю, что бизнес должен быть готов к его внедрению. Тем более, что представительства европейских предприятий, входящие в состав нашей ассоциации, знакомы с таким контролем, который применяется к их материнским офисам. Мы поддерживаем это нововведение, поскольку его внедрение поставит предприятия в одинаковые условия и уменьшит махинации с налогообложением прибыли.

— Получается, есть необходимость в таком контроле?

— Однозначно, но его вступление в силу представляется бизнесу возможным не ранее 1 января 2014 года. В этом случае предприятия смогут лучше подготовиться. Кроме того, в переходной период должен действовать еще и мораторий на применение штрафов, как это, например, было после вступления в силу Налогового кодекса.

— К чему может привести быстрая имплементация?

— К неразберихе, ошибкам — как со стороны бизнеса, так и самих инспекторов, к доначислениям и судебным тяжбам. И, как показывает опыт, чаще всего правыми хотят быть именно контролирующие органы. К тому же многие нормы в проекте выписаны нечетко. Есть пять методов определения цен в контролируемой операции. Они же используются для определения обычных цен. Однако механизмы их применения должны исключать двоякие трактовки. В законопроекте также есть нормы о необходимости допуска представителя контролирующего органа на предприятие для контроля за ТЦО или возможности инспектора применять другой метод контроля, кроме выбранного плательщиком. Все эти правила должны исключать возможность злоупотребления. Бизнес оценил бы превалирование выбранного плательщиком метода во время проверки со стороны фискальных органов. Есть вопросы к источникам информации, которые принимаются за основу для определения рыночной цены.

Один из элементов контроля — определение обычной цены — уже работает. Насколько эффективна такая норма и действия инспекторов при определении цен?

— Контролирующие органы активно проверяют соответствие договорных цен обычным, но бизнес жалуется на то, что не всегда доначисления обоснованы. Бывает, что в грузовой таможенной декларации импортера заявлена одна цена, а при перепродаже товара его стоимость может уменьшиться, например, при торговле акционной продукцией. В результате претензии фискальных органов могут возникнуть к последующим после импортера звеньям цепи: почему товар куплен по более низкой стоимости, чем цена ввоза, хотя в условиях свободного рынка они не обязаны знать цену импорта.

— Если вернуться к предложенным нормам о ТЦО, то насколько вы считаете целесообразным введение контроля над операциями между связанными лицами внутри страны?

— В практике большинства европейских стран, предприятия которых работают в нашей стране, такого нет. Бизнес не видит логики в подобном нововведении, потому что отчисления связанных лиц, которые являются резидентами одной страны, будут одинаковыми при любых ценах между ними. А значит — нет необходимости во введении дополнительного чрезмерного контроля.

— Приемлем ли для бизнеса порог контролируемых операций в 50 млн грн или нужно сделать его более высоким?

— На первом этапе работы по новым правилам — в течение нескольких лет — бизнес считает адекватным порогом 500 млн грн. А в дальнейшем рационально снижать его до уровня 50 млн грн.

— Какие нормы вызывают у бизнеса самые значительные опасения: высокие штрафы, большие сроки проверок, контроль над операциями со всеми странами, где ставка налога на прибыль ниже на 5 п.п, чем в Украине?

— Все перечисленное вызывает беспокойство. Мы считаем, что штрафные санкции не соответствуют характеру нарушений. Штраф в размере 5% от объема контролируемой операции за непредоставление отчетности — это очень много. Что касается сроков, никто не говорит, что проверка должна длиться неделю, но возможность аудита в течение года также настораживает. По данным компаний, контроль над операциями со странами со ставкой налогообложения прибыли ниже, чем в Украине,— это тоже украинское нововведение и отчасти является вмешательством государства во внешнеэкономическую деятельность предприятий. Конечно, такая норма не приведет к отказу работать с этими рынками, но значительно отразится на конкуренции, поскольку бизнес будет вынужден закладывать и этот фактор в стоимость товара.
 
 
"Оснований для паники у бизнеса нет"
директор департамента налогового и таможенного аудита Министерства доходов и сборов Сергей Крухмалев

— В чем состоит необходимость контроля над трансфертным ценообразованием (ТЦО)?

— Манипуляция с ценами была и остается одним из самых распространенных методов минимизации налогов. Нынешнее законодательство не может эффективно противодействовать выводу прибыли в низконалоговые юрисдикции. А прекратить подобные манипуляции необходимо, потому что иначе сложно говорить о равных конкурентных условиях и культуре ведения бизнеса в Украине. Наша позиция принципиальна: прибыль должна оставаться в стране, где она и была сформирована.

— Почему предложено вступление закона в силу с 1 июля, ведь бизнесу необходимо время на расширение штата сотрудников для подготовки отчетов, неизбежны дополнительные затраты?

— Оснований для паники у представителей бизнеса нет. Потому что закон предполагает длительный адаптационный период — год. В это время штраф за нарушение правил трансфертного ценообразования составит всего 1 грн. Чем раньше вступят в силу изменения, тем больше будет времени у бизнеса на привыкание.

— Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендует принять закон и отложить его вступление в силу до 2014 года. Является ли эта дата приемлемой для министерства?

— Если так решит парламент, министерство готово внедрять правила трансфертного ценообразования с 1 января 2014 года.

— Бизнес не готов контролировать операции между связанными лицами внутри страны и с нерезидентами из стран со ставкой налога на прибыль на 5% ниже, чем в Украине. Почему Миндоходов так настаивает на этих нормах?

— В большинстве стран, где действуют правила ТЦО, внутренние операции также контролируются. Законопроект предполагает механизм пропорциональной корректировки. Если одной стороне контролируемой сделки доначислен налог на прибыль или уменьшены расходы, то другой стороне дается право, соответственно, откорректировать свои налоговые обязательства. Что касается стран, предоставляющих услуги по минимизации налоговых обязательств, то мы настаиваем на том, чтобы контроль распространялся на операции со всеми такими юрисдикциями, а не только на операции бизнеса с "классическими" офшорами.

— Почему не предложен высокий порог суммы контролируемых операций, например 250 млн грн, с дальнейшим снижением его за несколько лет до 50 млн грн?

— Даже при объеме в 50 млн грн в число контролируемых операций попадает небольшое их количество. Повышение этого порога сведет суть законопроекта на нет.

— В чем необходимость внедрения переходного периода — до 2018 года — для ряда отраслей, которые смогут отклоняться от диапазона рыночных цен на 5%?

— Бизнес и государство не имеют опыта применения механизмов ТЦО на международном уровне. Поэтому мы максимально упростили правила там, где это возможно. Например, доступна информация о рыночных ценах на внешних рынках для зернотрейдеров, металлургов и химиков. Соответственно, нет потребности в применении формул к вычислению рыночной цены.

— На какие поступления в бюджет вы рассчитываете?

— По оценкам экспертов, в течение трех лет после принятия закона сумма дополнительных поступлений может достигнуть 20 млрд грн. Их часть поступит в бюджет уже в этом году, если закон будет принят в ближайшее время, потому что финансово-промышленные группы уже начинают перестраивать схемы работы.

— У представителей бизнеса есть ряд замечаний, но 17 апреля Александр Клименко назвал ключевые для министерства нормы, которые не собираются менять. Почему вы не идете навстречу бизнесу?

— Мы не можем согласиться с поправками, которые нивелируют смысл новации. Те из них, которые не противоречат логике законопроекта и направлены на усовершенствование механизма трансфертного ценообразования, министерство поддержит. Например, предложение о применении обычных цен в качестве базы налогообложения по НДС только в отношении контролируемых операций одновременно с новыми правилами расчета налога на прибыль. Мы также готовы согласиться с тем, что к отчету о контролируемых операциях не будут подаваться первичные документы или их копии. Готовы поддержать и отказ от применения обычных цен к неконтролируемым операциям. Сейчас есть 20 ситуаций применения обычных цен. Мы готовы работать вместе с бизнесом и парламентариями над поиском разумной альтернативы, но не можем пойти на выхолащивание документа.

— Будет ли прописана возможность создания института консолидированных плательщиков: контроля над компаниями, связанными с субъектами ВЭД, имеющими налоговые льготы или убытки за последние два года?

— Консолидированные группы — это вопрос перспективы. Его можно рассматривать как следующий шаг после внедрения контроля над ТЦО. Должна быть проведена кропотливая работа, и мы к ней готовы, но времени уйдет немало. Предложенный министерством перечень контролируемых операций считаю адекватным и взвешенным. С нашей стороны поправок не будет.

— Министерство согласилось с упрощением отчетности по ТЦО в плане неподачи первичной документации, а только по запросу. На какие еще уступки представителям бизнеса вы готовы пойти?

— Готовы согласиться с любыми конструктивными предложениями, в которых присутствует баланс интересов бизнеса и государства. Однако далеко не все замечания к проекту закона были сбалансированными. Например, предложение заставить контролирующий орган использовать тот же метод, что и плательщик. А если метод выбран некорректно? Сроки проверки не могут быть слишком сжатыми. Потребуется взаимодействие с налоговыми органами других стран, обмен данными. Но ведь аудиторы не будут полгода находиться на предприятии. Проверка будет проводиться дистанционно и не принесет дискомфорта налогоплательщику. Относительно штрафов, то я убежден, что санкции должны быть чувствительными для бизнеса. Причем настолько, чтобы стимулировать стремление крупного бизнеса к прозрачным и цивилизованным способам ведения деятельности.
Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24