Красивая альтернатива

11 листопада 2011
Татьяна Буй, Манфред Энгезер, "Инвестгазета", №42, 2011

http://www.investgazeta.net/finansy/krasivaja-alternativa-162138/

Начало октября было горячим периодом для фотоколлекционеров и арт-инвесторов: крупнейшие аукционные дома Sotheby's, Christie's, Phillips de Pury и Bonhams провели аукционы фотографии...

Ожидания аукционных домов были довольно скромными: на недавних торгах аукционного дома Phillips de Pury фотография Мана Рэя 1933 года должна была принести до $120 тыс.

Однако натиск дилеров, музеев и частных коллекционеров, желающих заполучить эту работу, подтолкнул цену вверх. В результате горячих боев фото ушло с молотка по цене почти $400 тыс., став одной из самых дорогих работ Мана Рэя. «Спрос на превосход-ные фотографии растет», — говорит эксперт по фотографии Phillips de Pury в Нью-Йорке Шломи Раби. 

Вместе со спросом растут и цены. Кризис евро и инфляционные ожидания заставляют инвесторов искать альтернативные каналы инвестирования, одним из которых являются вложения в шедевры искусства, особенно фотографии. Наряду с картинами, которые представляют в основном нишевый рынок, интерес к фотографии стремительно увеличивается: по оценкам экспертов, начиная с 2005 года выручка от продажи фото на аукционах растет на 30-50% в год. Существенный спад рынка, вызванный финансовым кризисом, похоже, уже ушел в прошлое: Phillips de Pury на своем последнем аукционе заработал почти $7 млн., что в два раза больше, чем на подобном аукционе в мае 2010 года.

«Фотография на глазах продвигается вперед вместе с живописью», — считает Симоне Кляйн, эксперт по фотографии аукционного дома Sotheby’s, выручка от продажи фотографий которого на последнем аукционе составила около $4,75 млн. 

Надежность как козырь
 
Согласно рейтингам влиятельного издания Art Report, в топ-сотне фотографов мира лидируют американцы и немцы. Однако и у наших соотечественников есть повод порадоваться: 39-ю позицию в списке самых успешных фотографов занимает украинец Борис Михайлов — единственный украинский лауреат международной премии фонда «Хассельблад», которая вручается в Швеции с 1980 года.
 
«Хорошее и дорогое остается хорошим и дорогим, — констатирует шеф-редактор Art Report Манфред Шумахер. — Надежность становится козырем, особенно в период кризиса, поэтому «голубые фишки» задают тон».
 
Возрастание популярности фотографий как объекта инвестиций отражается на их цене. Например, желающим приобрести знаменитую сценку с «Улицы Муфтар» (Rue Mouffetard) Анри Картье-Брессона придется выложить как минимум 50 тыс. евро. За одну из ключевых работ немецкого гения фотографии Августа Зандера коллекционеры должны быть готовы заплатить до 400 тыс. евро, а его более простые снимки можно приобрести и за несколько тысяч евро. 
 
А вот работу Синди Шерман по такой цене уже давно не достать. В прошлом году американка занимала первую строчку в рейтинге самых успешных фотографов мира по версии Art Report. И хотя в 2011 году пальма первенства перешла в другие руки, фотографии Шерман сегодня являются ценовыми рекордсменами мира. Особой популярностью пользуются ее автопортреты, которые она снимала на протяжении 35 лет, перевоплощаясь в разные женские образы — от смешных до тревожных и отталкивающих. Некоторые из десяти цветных снимков серии Centerfold 1981 года, постоянно экспонирующихся в ведущих музеях мира, были проданы на аукционе Christie’s в мае 2010 года по цене около 3 млн. евро. А ее работа «Без названия №96» стала самой дорогой в мире фотографией, собрав 3,89 млн. евро. 
 
До 2010 года самой дорогой фотографией в мире считалась «99 центов» немца Андреаса Гурски, приобретенная в 2007 году на аукционе Sotheby's Виктором Пинчуком за $3,34 млн. Миллионной отметки достигают цены многих работ фотографа-документалиста, визитной карточкой которого являются крупноформатные панорамные снимки с множеством деталей. 
 
Довольно высоко ценятся также работы Томаса Руффа, Томаса Штрута, Кандиды Хёфер и Акселя Хютте, которые, как и Гурски, являются представителями знаменитой школы фотографии супругов Хилы и Бернда Бехеров, известной своим особым методом систематической «каталогизации» индустриальных видов. Так, большинство фотографий серии «Музейные картины» Томаса Штрута оцениваются сегодня в 100-500 тыс. евро. Однако есть у фотографа снимки и подешевле: одна из его ранних работ 1986 года серии «Оберхаузен» в сентябре была продана в Phillips de Pury за $8750. 
 
Восточный тренд
 
«Иногда коллекционерам удается купить недооцененные рынком фотографии, которые потом растут в цене. Для тех, кто хочет заработать на фотографии, важно стратегическое мышление и интуиция», — рассказывает Анна Гантфюрер-Триер, фотоэксперт аукционного дома Van Ham в Кельне.
Например, сюрприз могут преподнести работы японских фотографов, цены на которые, по словам историка фотографии Котаро Изавы, «в ближайшие 10-20 лет могут значительно возрасти». К таким нераскрытым жемчужинам кельнская галеристка Приска Паскер относит некоторые снимки 81-летнего Сёмэй Томацу 1961 года, посвященные последствиям взрыва атомной бомбы в Нагасаки. 
 
«Рынок японской фотографии в Европе недооценен, многие работы пользуются успехом у коллекционеров только потому, что они глубоко эмоциональны», — объясняет Паскер. Примером служат снимки одной из известнейших современных фотографов Японии — 39-летней Ринко Каваучи с ее поэтическими наблюдениями повседневной жизни, которой с помощью света удается придавать лиризм обыденным композициям. Средняя цена ее крупноформатной композиции сегодня составляет 6800 евро, прибавив 50% за последние пять лет. «И это еще далеко не предел, — делится Паскер. — Хорошее искусство всегда обеспечено конъюнктурой. Эмоциональная составляющая произведения искусства долговечна, поэтому непобедима».

Самые «ценные» фотографы

таблица

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24