Клиентская распродажа

11 липня 2012
Юрий Гусев, "Бизнес", №28, 2012

http://www.business.ua/articles/konkyrenzciya/Klientskaya_rasprodazha-33470/

Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) отмечает, что в последнее время на рынке страхования жизни участились случаи недобросовестного поведения брокеров.

В частности, все чаще приходится наблюдать картину, когда брокеры переводят договоры накопительного страхования жизни из одних компаний в другие. “Это чистое мошенничество”, — охарактеризовала происходящее Наталия Гудыма, президент ЛСОУ (г.Киев; с 1992 г.; объединяет более 100 СК).

На первый взгляд, все законно. Брокер предварительно согласовывает с клиентом перевод его договора на обслуживание к другому страховщику. При этом позиционирует себя как сторона, отстаивающая интересы клиента и желающая найти для него оптимальные условия страхования. Страховщики уверяют, что не все так просто.

Кто крайний?

По мнению г-жи Гудымы, в результате подобных действий в первую очередь страдают именно клиенты, так как, бегая от одной СК к другой, они зачастую теряют право на получение выкупной суммы.

Действительно, долгосрочные договоры страхования жизни чаще всего предусматривают, что два-три года клиент осуществляет страховые взносы, и только после этого у страховщика появляются какие-либо обязательства перед ним в части страховой защиты, выплаты выкупной суммы и т.п. Это общепринятая мировая практика — таким образом страховщики, взявшие на себя долгосрочные финансовые обязательства, снижают свои риски.

Отметим, что в рассматриваемой ситуации брокер ничем не рискует. Для клиентов СК важно понимать, что брокер — не страховая компания. Он только посредник и консультант и не несет никакой ответственности и обязательств по договору, заключенному при его участии между “лайфовой” СК и страхователем.

“Какой бы брокер ни был, какие бы объемы бизнеса он ни давал страховой компании, он не будет выполнять обязательства перед клиентами, — подчеркивает Оксана Голеншина, председатель правления СК “УСГ Жизнь”. При этом брокер имеет прямую финансовую выгоду от того, что приводит клиента в СК.

По словам участников рынка, уже в течение нескольких лет практикуется получение брокерами около 70% комиссионных от первого взноса клиента по накопительному договору страхования жизни.

Причем некоторые страховщики в погоне за долей рынка продолжают подогревать аппетиты посредников. “Посредники не хотят работать с меньшими комиссионными. При этом на рынке присутствует ряд СК, которые хотят любой ценой выполнить план по сбору премий и привлечению клиентов”, — отмечает г-жа Голеншина.

По ее словам, такие страховщики готовы предложить брокерам более 200% комиссионных за клиента, приведенного из другой СК. Иными словами, первый платеж клиента новому страховщику уйдет не в СК, а брокеру, причем страховщик намерен еще и доплатить посреднику. Таким образом, уровень комиссионных брокеров превышает допустимый.

И, естественно, они не упускают случая поработать с имеющейся базой клиентов и организовать их переход от одного страховщика к другому. Это позволяет им зарабатывать на рынке, где в результате снижения платежеспособности населения и потери интереса корпоративного сектора к страховым продуктам новых клиентов появляется крайне мало.

Страховщики отмечают, что страховым посредникам легко манипулировать клиентами “лайфовых” СК. “Брокеру ничего не стоит убедить клиента в том, что обслуживающая его СК переживает сложные времена, что из нее нужно уходить, что в новой СК доходность накоплений будет выше и т.д.”, — отмечает г-жа Голеншина.

По мнению Наталии Гудымы, единственным выходом из сложившейся ситуации может стать согласованная акция страховщиков, направленная на бойкот недобросовестных брокеров.

При этом некоторые страховщики отмечают, что им уже приходилось расторгать договоры с недобросовестными посредниками, отказывая им в дальнейшем сотрудничестве. Также страховщики полагают, что решить проблему могло бы введение Нацкомфинуслуг лицензирования финансовых консультантов и брокеров.

Отметим также, что, выплачивая завышенные комиссионные посредникам, страховщики, по сути, строят финансовую “пирамиду”, мало отличающуюся от пресловутого “МММ”. Действительно, с одной стороны, на рынке множество страховых брокеров, которые строят свой бизнес по принципу многоуровневого маркетинга (MLM).

Такая компания дожна развиваться и привлекать новых участников любой ценой, иначе бизнес-процесс попросту развалится. С другой стороны, на рынке действуют компании, которые, выплачивая брокерам запредельные комиссионные, получают дутые показатели привлеченных премий и клиентов. Но самом деле они располагают гораздо более скромными активами и резервами, что в будущем пагубно скажется на их способности осуществлять выплаты.

Надежда есть

Что касается самого рынка, то в прошлом году он демонстрировал рост. По данным Нацкомфинуслуг, валовые премии на рынке страхования жизни по итогам 2011 г. составили 1,35 млрд грн., что на 48,5% больше, чем в 2010 г. Увеличиваются и объемы выплат. В прошлом году “лайфовые” СК перечислили клиентам около 71 млн грн., что на 34% превышает результат 2010 г.

Положительную динамику рынок показывает и в этом году. В частности, входящие в ЛСОУ “лайфовые” СК в январе — марте 2012 г. собрали около 300 млн грн. страховых премий — на 69% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Речь идет о 14 СК, занимающих ведущие позиции на рынке страхования жизни.

Общие активы данных компаний по состоянию на 1 апреля 2012 г. составили около 2,9 млрд грн., что на 18% больше, чем годом ранее; страховые резервы увеличились на 23,6% — до 1,8 млрд грн. “Анализ представленных финансовых показателей по итогам работы “лайфовых” страховщиков в I квартале 2012 г. свидетельствует о стабильной положительной динамике развития рынка страхования”, — считает г-жа Гудыма.

По итогам I квартала 2012 г. наибольший объем валовых страховых премий собрали такие “лайфовые” СК, как “Ренессанс Жизнь” (77,5 млн грн.), “Алико Украина” (53,9 млн грн.), “АСКА-Жизнь” (43,5 млн грн.). Отметим, что большинство из активно работающих на рынке компаний смогли улучшить свой результат по сравнению с I кварталом 2011 г.

В частности, “Дельта Жизнь” за этот период увеличила сбор страховых премий более чем в 2,5 раза, “Уника жизнь”, “Фидем Лайф”, “Ренессанс Жизнь” — вдвое. В то же время у некоторых СК объемы привлеченных премий сократились, а именно: у “Универсальной” (–59%), “Лемма-Вите” (–28,6%), “Теком Жизнь” (–15,3%), “Инго Украина Жизнь” (–13,7%), “Гарант Лайф” (–9,8%).

Физическая нагрузка

По данным ЛСОУ, в прошлом году более 80% страховых премий страховщики получили непосредственно от клиентов-физлиц. По оценкам экспертов, в Украине более 500 тыс. человек подписали договоры долгосрочного накопительного страхования жизни. Эксперты отмечают, что, несмотря на появившиеся в период кризиса проблемы, на украинском рынке страхования жизни не было замечено банкротств СК.

Тем не менее вопрос защиты интересов застрахованных лиц неоднократно поднимался как участниками рынка, так и регулятором. Напомним, что еще в прошлом году регулятор разработал проект закона, предусматривавший создание в Украине фонда гарантирования выплат по договорам страхования жизни. Впрочем, страховщики настаивают на его доработке.

Страховщик — о проблемах

Оксана Голеншина, председатель правления СК “УСГ Жизнь” (г.Киев; с 2003 г.; более 10 чел.):

— Действия брокеров, направленные на перевод договоров от одного страховщика к другому, имеют последствия в первую очередь для клиентов. Брокера стимулирует перевести клиента в другую СК только одно — получение дополнительных комиссионных. При этом клиенту могут приводить самые невероятные доводы.

Сейчас брокеры пытаются диктовать условия рынку, обещая СК большие объемы бизнеса и выход на лидирующие позиции. И многие компании соглашаются, так как от выполнения поставленных акционерами планов зависят доход менеджмента, премии, сохранение рабочего места. Нам акционеры жестких условий не ставят, понимая, какая на рынке ситуация.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1816на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24