Как украинцы изобрели свой бюджетный Bloomberg

21 вересня 2012
Сергей Мишко, Forbes.ua, 20.09 2012 года

http://forbes.ua/business/1337906-kak-ukraincy-izobreli-svoj-byudzhetnyj-bloomberg

Два выпускника London Business School борются с глобальными гигантами за лояльность банков, которым поставляют финансовую информацию

Банкиры и торговцы ценными бумагами с трудом представляют свою жизнь без терминалов Bloomberg Professional и Reuters Eikon: в них  все мировые рынки, алмазные копи информации. Примерно за $2000 в месяц.

Что, если дать им меньше, но на порядок дешевле? Этим вопросом два украинца – Антон Пасечников и Сергей Котляров – задались еще студентами London Business School. Почти два года они работали над продуктом –  терминалом, который назвали, как и совместную компанию, TRData. В 2011 году начались, наконец, продажи – в среднем по $300 в месяц. Теперь компания, один из победителей конкурса стартапов Seedcamp, вплотную подошла к операционной окупаемости, но до возврата первоначальных инвестиций ей пока далеко, как до Луны.

Началось за пивом
Котляров приехал учиться в Лондон из Австралии, где работал по продолжительному контракту. В Британию его перевела компания. По приезду еще до начала учебы он первым делом посетил приемную комиссию London Business School и попросил контакты земляков по странам СНГ. Всех обзвонил, перезнакомились – с Антоном Пасечниковым нашли общий язык с первой минуты. После многих лет работы в банке он приехал в Лондон посмотреть и узнать, как устроен бизнес за пределами финансовой сферы.

«Начинали с идеи и долгих разговоров за пивом, – вспоминает Пасечников. – Помимо TRData было немало других интересных взрывных проектов, но обычно на следующее утро их предполагаемая значимость резко падала».

В связи с финансовым кризисом 2008 г. даже большие банки США и Европы начали экономить. В Украине, России и Восточной Европе открылась новая рыночная ниша  бюджетной финансовой информации. Пасечников помог в нее войти, поскольку обладал знанием рынка. Зато Котляров имел свыше 10 лет опыта разработки сложных продуктов в сжатые сроки в рамках ограниченного бюджета. «Обычно опытный менеджер при постановке задачи рисует треугольник «качество-время-бюджет» и предлагает выбрать два пункта. В нашем случае пришлось выбирать все три – высокое качество в сжатые сроки при ограниченном бюджете», – вспоминает соучредитель TRData.

Архитектора Александра Лозовюка нашли во Львове через его блог о платформе, на которой написана TRData. Ему оплатили переезд в столицу Украины, и известный в масштабах СНГ программист привел с собой в команду еще нескольких сотрудников. В аналитический отдел взяли двух девушек Веру и Аню – теперь их голоса знают многие банкиры в Украине, а Юлю и Вику из отдела маркетинга знают в лицо. «Наша женская половина фактически «сделала» рынок Украины», – полушутя-полусерьезно говорит Котляров.

Как потратить миллион
На запуск бизнеса партнеры потратили около $1 млн. Продали, по их признанию, все, что у них было ценного и вкладывали в бизнес почти все заработки (Антон работает в Лондоне на московский инвестбанк «Ренессанс Капитал», Сергей консультирует IT-проекты). И получили продукт, которым в Киеве активно пользуется сотня клиентов, в том числе финансовые учреждения с известными именами. Например, Dragon Capital, ВТБ Банк, Диамантбанк, Проминвестбанк, Райффайзен Банк Аваль, Ситибанк, страховые компании АХА, «PZU Украина», даже министерство финансов Украины.

В прошлом месяце доход TRData составил чуть более $30 000. Это мало, но и расходы стартапа на данном этапе невелики – около $27 000. Из них примерно половина идет на содержание офисов в Киеве и Лондоне (включая зарплаты) и еще столько же – на покупку данных у бирж, брокеров и агентств новостей.

Партнеры утверждают, что за последние полгода TRData удалось практически утроить доход. Но, чтобы когда-нибудь «отбить» инвестиции, этот темп роста надо еще увеличивать.

Украинская компания с британской пропиской
Компания зарегистрирована в Великобритании – в Украине находится только ее филиал. «Размещение материнской структуры в Лондоне намного упрощает ведение переговоров с биржами и провайдерами данных по всему миру», – рассказывает Пасечников.

В Украине сосредоточены продажа и разработка, поэтому де-факто основатели все же считают TRData украинской компанией. «В 2009 г. планировали начать бизнес с России. Но потом поняли, что рынок слишком большой, конкуренция очень жесткая – стартапу не выжить», – признается Котляров.

В коллективе всего 12 человек, которые распределены между отделами разработки и технической поддержки (самый многочисленный), сбора и анализа данных, маркетинга и работы с клиентами. Пасечников не жалеет лестных эпитетов в адрес сотрудников: «Все работники – профессионалы своего дела, прошедшие очень тщательный отбор. Мы не можем позволить набирать хороших специалистов – нужны только лучшие».

Для бережливых
Много ли банков, которые реально не могут позволить себе Bloomberg или Reuters? В TRData признают, что мало, и надеются на нынешнюю склонность финансовых институтов к оптимизации затрат. «Смотрели Reuters DataStream – очень хороший продукт, с огромным охватом рынков, уникальной аналитикой, встроенными инструментами анализа, – Александр Григорчук, заместитель директора департамента риск-менеджмента Проминвестбанка. – Но он в разы дороже TRData, а на улице не 2007 г., и бюджет на информационные услуги получить тяжело. Решили не покупать танк там, где можно обойтись велосипедом».

Еще один козырь украинской компании – в локализации. В Украине насчитывается около 100 терминалов Bloomberg, но локальный рынок в этой системе представлен плохо, а международный интересует далеко не все местные банки. Похожая ситуация с Reuters. «TRData решает для меня задачу мониторинга рынка ценных бумаг, – рассказывает Андрей Коломиец, начальник отдела ценных бумаг и инвестиций департамента казначейства и финансовых рынков Фидобанка. – В одном месте собраны данные бирж в режиме реального времени и внебиржевые котировки участников рынка, лента новостей позволяет оставаться в курсе событий».

Светлана Русакова, специалист отдела международных продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital, использует TRData для получения оперативной информации о ситуации на украинском межбанке, рынках облигаций и беспоставочных форвардов на гривну. Программа избавляет от необходимости перелопачивать огромное количество сайтов – все данные собраны в одном месте, остается больше времени на принятие решений.

В мире победившего проект-менеджмента и аутсорсинга внесение минимальных изменений в продукт по пожеланию клиента требует тонн бумажной рутины, занимает месяцы и стоит немалых денег. «TRData выбивается из общего тренда, – считает Григорчук. – В компании  готовы выполнять запросы клиента в режиме телефонного звонка или неформального имейла».

Но когда рынок занят глобальными гигантами, даже всего этого недостаточно для нового рывка. «Несмотря на все преимущества, заинтересовать клиента в покупке невероятно сложно, – признает Котляров. – Банкиры – очень занятые люди, им сложно найти время на изучение чего-то нового. Процесс продаж приходится отлаживать как швейцарские часы».

Свободный график и ненормированный отпуск
Несмотря на всю серьезность бизнеса и клиентов, в TRData нет никаких отчеств и обращений на «вы». Менеджмент предпочитает работать без отдельных кабинетов. Котляров уверен: отгораживаясь от команды дверью, директор перестает замечать важные детали – от этого страдает бизнес.

«У нас свободный график, практически ненормированный отпуск, – делится впечатлениями от работы Юлия Спорыш, директор по развитию бизнеса TRData. – Просто предупреждаешь за две недели всю команду, никаких заявлений писать не надо». Руководители говорят, что доверяют сотрудникам, и поэтому все формальности сводят к минимуму. «Ничто не заставит человека эффективно работать, если он сам не заинтересован в общем деле», – уверен Пасечников.

Нагрузки в стартапе большие, а потому не возбраняется даже без повода устраивать небольшие «праздники». Иногда сотрудники за счет компании заказывают пиццу, достают из холодильника пиво и начинается… Как никак, работа творческая.

€50 000 за креативность
В августе европейский стартап-инкубатор Seedcamp выбрал украинскую компанию в числе четырех победителей, которым достанутся инвестиции в размере €50 000. Всего организаторы конкурса обработали несколько тысяч анкет из 65 стран мира.

Конечно, на фоне потраченного миллиона полученные на Seedcamp деньги не кажутся большими. Но Пасечников и этой сумме рад – она скорее бонус, чем самоцель. Основатели стартапа используют победу на Seedcamp, чтобы привлечь настоящие инвестиции: чтобы развиваться дальше, надо выходить за пределы Украины с ее небольшим финансовым рынком. А в странах с более развитым финансовым сектором конкурировать с лидерами индустрии будет гораздо сложнее, и потенциальные инвесторы это понимают.

Зато, считают партнеры, у них есть уникальное преимущество: кроме них в эту нишу никто не полезет. Не рискнут.

 

 

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1815на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24