Инвесть что

14 грудня 2011
"БИЗНЕС", Анна Уляницкая, 12 декабря 2011 г.

 http://www.business.ua/articles/trends/Invest_chto-23454/

Обострение мировых финансовых проблем в августе этого года (см. на www.business.ua БИЗНЕС №33 от 15.08.11 г., стр.30, 31) привело к тому, что поступления в фонды прямых инвестиций (private equity funds), которые вкладывают деньги в том числе в компании стран с развивающейся экономикой, сократились почти вдвое (см. “Эксперт — о сокращении…”).

Украина результаты подобного снижения инвестиционной активности ощутила незамедлительно.

“Сейчас почти невозможно привлечь капитал для создания новых фондов”, — говорит Наталия Яресько, главный исполнительный директор компании Horizon Capital (г.Киев; с 1995 г.; 45 чел.). То же самое утверждают и фондовики.

“В Украине в прошлом году было объявлено о создании только одного фонда (иностранного фонда прямых инвестиций. — Ред.) на $50 млн, но этот фонд до сих пор не состоялся, так как деньги еще не собраны”, — отмечает Олег Жадан, генеральный директор КУА “Диалог Плюс” (см. “Фондовик...).

В то же время, по его словам, в прошлом году в 13 новых фондах прямых инвестиций были собраны более $4,4 млрд для инвестирования в российские компании. За девять месяцев 2011 г. было сформировано еще восемь фондов с капиталом $875 млн.

Если же говорить об СНГ, то с начала 2011 г. было объявлено о создании 28 новых фондов с капиталом в $16 млрд для прямых инвестиций в предприятия из стран — участниц СНГ. По словам г-на Жадана, заявлений о том, что хотя бы один из упомянутых фондов планирует инвестировать средства в Украине, не было.

Было дело

Стоит отметить, что объемы сделок по покупке иностранными фондами компаний в Украине в большинстве случаев не разглашаются. Оценка известных сделок в 2011 г. позволяет предположить, что прямые иностранные инвестиции в украинские компании составили около $1,4 млрд (см. “Сделки фондов…”). Однако если отбросить сделку по покупке за $1,3 млрд “Укртелекома” австрийским фондом EPIC, статистика становится пугающей.

Выходит, что за неполный 2011 г. было заключено 18 сделок менее чем на $100 млн. Даже если предположить, что реальные объемы сделок в разы больше, они все равно будут гораздо меньше инвестиций в различные компании из других стран. “На Украину в общем объеме сделок по слиянию и поглощению в мире приходится менее 0,5%”, — говорит Максим Панфилов, директор по инвестиционному банкингу компании “ITT-инвест” (г.Киев; с 1995 г.; 26 чел.).

Выхода нет

Интересно, что многие иностранные фонды прямых инвестиций оказались в Украине в почти безвыходном положении. Дело в том, что на данном этапе им очень сложно продать свои активы, купленные до начала мирового финансового кризиса.

“Сейчас тяжело продать доли в компаниях, которые мы купили до кризиса”, — сетует г-жа Яресько. Проблему усугубляет то, что фонд имеет ограниченный срок действия; по его окончании нужно будет рассчитываться с инвесторами. Как правило, фонды прямых инвестиций создаются на пять-семь лет. За этот период фонд обязан выйти из ранее купленного бизнеса, чтобы вернуть деньги своим клиентам.

Откуда деньги

В Украине сейчас активно работают шесть компаний, управляющих фондами прямых инвестиций: Horizon Capital, Advent International, Sigma Blazer, Euroventures Management, Dragon Capital (Europe Virgin Fund) и Icon Private Equity, активы под управлением которых составляют более $18 млрд. Из них на инвестиции в Украину приходится не более $5 млрд (см. “Крупнейшие фонды…”). 

В то же время отсутствие большого количества платежеспособных конкурентов позволяет фондам покупать доли в украинских компаниях дешевле. “Бонус для фондов, который есть на рынке, — это низкая конкуренция со стороны фондов и высокая — со стороны предприятий, нуждающихся в капитале”, — поясняет г-н Жадан.

По словам экспертов, сейчас средства для развития компании в основном получают в виде кредитов. В то же время многие предприятия уже достаточно “закредитованы”.

“Украинские компании нуждаются не в кредитах, а в свежем акционерном капитале”, — считает Игорь Петрашко, управляющий директор инвесткомпании “Тройка Диалог Украина” (г.Киев; с 2005 г.; 50 чел.). Финансовый кризис заставил многие предприятия искать новые возможности привлечения средств. Это привело к тому, что многие компании сами стараются сделать интересное предложение тому или иному фонду прямых инвестиций.

“Сейчас в Украине много возможностей для инвесторов. Компании стали сговорчивее в вопросе цены. Поскольку IPO откладываются (см. на www.business.ua БИЗНЕС №49 от 05.12.11 г., стр.28-30. — Ред.), для многих компаний сейчас фонды прямых инвестиций — это единственный способ привлечь капитал”, — говорит г-жа Яресько.

Обратная сторона

Несмотря на оптимизм оставшихся в Украине фондов, многие руководители предприятий считают привлечение частного капитала достаточно дорогим удовольствием. Дело в том, что собственникам бизнеса часто приходится терять значительную долю в компании, привлекая фонд в качестве инвестора. Как правило, фонды прямых инвестиций покупают в компании доли 20-30%. В теории достоинство подобной сделки заключается в том, что инвесторы не претендуют на управление бизнесом.

Тем не менее в Украине в большинстве случаев происходит наоборот. Часто фонды прямых инвестиций выступают в качестве стратегических инвесторов — принимают участие в управлении купленным предприятием. Случается, что фонды выкупают и контрольный пакет. “Сейчас инвесторы предпочитают покупать большую долю в компаниях — 51%, чтобы иметь возможность контроля”, — поясняет г-н Панфилов.

Пустив в свой бизнес фонд прямых инвестиций, собственник часто теряет возможность единолично принимать решения по стратегическим и финансовым вопросам. Также он уже не будет иметь единоличного доступа к ресурсам компании.

“Собственник, который реализовал свою долю инвестору, теперь надолго связан с ним при принятии любых стратегически важных решений, которые влияют на развитие бизнеса”, — говорит г-н Панфилов. Если в будущем понадобится еще раз проводить реализацию доли компании для дальнейшего привлечения капитала, это может еще больше размыть пакет ее первоначального собственника.

“В результате собственник может утратить контроль или эффективное влияние на операционный бизнес”, — считает Максим Панфилов. Еще одна проблема, мешающая компаниям привлекать прямые инвестиции, — необходимость раскрывать все денежные потоки перед инвесторами. А на это многие владельцы бизнеса пойти не могут, так как это может вывести из тени часть их операций.

Не наше будущее

Эксперты сходятся во мнении, что в целом объемы прямых инвестиций в Украину должны увеличиться. Сейчас общий “запас” средств различных инвестиционных фондов в мире составляет около $400 млрд.

“Выгоднее всего инвестировать в период кризиса. Поэтому около 40% инвесторов в ближайшие месяцы планируют увеличить вложения в фонды прямых инвестиций. Это дает надежду на то, что компании, которые стремятся найти деньги в подобных институтах, смогут рассчитывать на финансирование”, — говорит Владислав Остапенко, начальник отдела корпоративных финансов компании “Эрнст энд Янг”.

Тем не менее, несмотря на хорошие возможности, инвесторы в Украину не торопятся. По словам Олега Устенко, исполнительного директора Международного фонда Блейзера (г.Киев; с 2001 г.; 22 чел.), инвесторы теряют интерес к Украине. Хотя в целом инвесторы намерены увеличивать объемы своих вложений, в Украину планируется направить значительно меньше денег, чем в другие страны.

Основными причинами подобного поведения эксперты называют коррупцию и непредсказуемые правила игры в Украине (см. “Фондовик — о выборе…”).

“Мы уже 10 лет не инвестировали в Украину и до сих пор смотрим на нее с опаской”, — говорит Константин Повстяной, партер компании Baring Vostok Capital Partners (г.Москва, РФ; управляет фондом Центральной и Восточной Европы Baring Vostok Private Equity Fund IV с капиталом $1,1 млрд; с 1994 г.).

Эксперт — о сокращении инвестирования

Владислав Остапенко (32), начальник отдела корпоративных финансов компании “Эрнст энд Янг” (г.Киев; аудит, консалтинг; с 1991 г.; 500 чел.)

— Объем поступлений в фонды прямых инвестиций в III квартале 2011 г. начал сокращаться. За третий квартал в мире в такие фонды было собрано около $44 млрд. Это почти вдвое меньше, чем по результатам предыдущего квартала (около $77 млрд). Данная тенденция характерна для любых способов привлечения денег, так или иначе связанных с акциями. Инвесторы опасаются новой волны кризиса и не хотят рисковать.

Хотя лучше инвестировать, когда компании более сговорчивы и понимают, что желающих предоставить капитал на развитие не так много. Но управляющие просто предпочитают держать деньги в очень ликвидных инструментах. Убедить их вкладывать в акции на длительный срок крайне сложно. Боязнь потерять деньги настолько превосходит желание заработать, что многие инвесторы отказываются даже от очень привлекательных предложений, ожидая прояснения общей макроэкономической ситуации.

Многие управляющие в период кризиса предпочитали держать ликвидность на счетах. Стоит отметить, что сейчас общий “запас” средств различных инвестиционных фондов в мире составляет около $400 млрд. Это объем свободных средств, которые до сих пор не были инвестированы. Большая часть этих средств была собрана в 2006-2007 гг.

На Европу приходится около $230 млрд неиспользованных средств. В лучшем случае, в Украине речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов.

Фондовик — о выборе иностранных инвесторов

Олег Жадан (48), генеральный директор КУА “Диалог Плюс” (г.Киев; с 2008 г.; 10 чел.):

— Украина практически вычеркнута крупнейшими инвесторами из списка потенциальных стран для вложения средств. Из когда-то привлекательного рынка Украина превратилась в некое пугало для инвесторов. В этом году Украина в рейтинге Doing Business-2012 оказалась на 152-м месте из 183 стран. В 2011 г. она занимала 149-е место, в 2010 г. — 145-е. Рейтинг Украины падает.

Кроме того, мы стабильно находимся на 181-м месте по простоте уплаты налогов. Для сравнения: Грузия сейчас находится на 16-м месте. Пугают инвесторов передел собственности, подавление демократии, перезагрузка государственной системы, непредсказуемые правила игры (например, введение экспортных квот на зерно). Кроме того, в Украине присутствуют проблемы с защитой собственности и рейдерство. Уровни коррупции и теневой экономики — одни из наивысших в мире.

Все это ставит под большой вопрос инвестиции в экономику Украины. Сейчас уже никто из инвесторов не хочет верить обещаниям. Они боятся принимать непредсказуемые риски. Следует понимать, что Украина — не единственная страна в мире, есть много других, гораздо более привлекательных экономик. Например, Юго-Восточная Азия, Китай, Индия, даже Россия. От России Украина в сфере привлечения инвесторов отстает лет на пять.

В свою очередь, россияне рассказывают, что они отстают на пять-семь лет от Китая. Это значит, что Украина по привлечению инвестиций отстает от Китая более чем на 10 лет.

 

 

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24