Дмитрий Тевелев - Режиссер фондового рынка
http://investgazeta.net/politika-i-ekonomika/dmitrij-tevelev---rezhisser-rynka-158741/
В большой политике наступают перемены: на смену чиновникам приходят менеджеры. Новый глава ГКЦБФР Дмитрий Тевелев - одна из самых ярких фигур в экономическом блоке нового Кабмина. Но смогут ли успешные управляющие в бизнесе стать успешными на госслужбе?
За почти 15 лет работы Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) ее деятельность была настолько «незаметной», что в свое время президент Украины Леонид Кучма, отвечая на вопрос, что он думает о деятельности Госкомиссии, пошутил вопросом на вопрос: «А что, у нас такая есть?» Внешне и сейчас в ГКЦБФР все спокойно. Как и прежнее руководство, ее новый глава Дмитрий Тевелев разместился на 12-м этаже бывшего административного здания завода «Арсенал». В приемной переминаются с ноги на ногу несколько мужчин в строгих темных костюмах и белых рубашках (именно такие цвета предпочитает новый босс). Они вооружены внушительными калькуляторами, с папками под мышкой: ожидают, пока освободится «главный по фондовому рынку».
Дмитрий Михайлович постоянно занят и вынужден вникать в вопросы, которых раньше касался лишь поверхностно. Но это его не смущает. В отличие от своих предшественников, новый глава ГКЦБФР пришел в Комиссию, как он сам признается, «извне». «Последние годы моя деятельность была связана с реальным сектором экономики. Я участвовал в преодолении финансовых проблем, в восстановлении платежеспособности и прибыльного функционирования целого ряда компаний угольной и энергетической сферы. Предложение испытать свои силы на фондовом рынке было интересным. Неожиданным, но интересным», – рассказывает глава ГКЦБФР. У Дмитрия Тевелева даже есть свое видение того, почему экономический блок правительства предпочел во главе регулятора фондового рынка «человека не с рынка». «Думаю, что в любом правительстве рано или поздно возникает дилемма: назначать главу регулятора из числа лиц, которые работают на этом рынке; из числа профессиональных политиков, которые давно с той или иной степенью эффективности занимаются государственным управлением; или из числа менеджеров, которые способны оценить ситуацию на рынке в том или ином его сегменте (не обязательно фондовом рынке) и предложить пути и планы реализации программ развития этого сегмента. Причем очень важно не только сформировать проекты, планы и программы, но и привести их к логическому завершению, показать результат, добиться выполнения этих планов. Вот здесь важен не только опыт государственного управления, не только опыт профессионального участника рынка, но и менеджерский опыт. Мы ведь знаем, что зачастую хорошие программы погрязают на стадиях выполнения в бюрократических процедурах, в нечеткости постановки задач, отсутствии контроля и т.д. Наверное, здесь нужен был человек, который сможет со стороны посмотреть, а точнее - с позиции реального сектора, на ситуацию на рынке, повлиять на отбор тех планов и программ, которые могут позитивно отразиться на фондовом рынке. Но самое главное – организовать их реализацию и добиться позитивных изменений. Видимо, это и повлияло на принятие решения привлечь менеджера из реального сектора в такой специфический, элитный, «беловоротничковый» сегмент, как фондовый рынок», – признается Тевелев.
О том, что на определенном этапе развития фондового рынка менеджмент нужно было сменить, уже давно говорили и участники рынка. Первый глава Комиссии Олег Мозговой был из академической среды. Анатолий Балюк - из числа профессиональных политиков, занимающихся государственным управлением. Последнего председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Сергея Петрашко можно назвать «человеком Комиссии»: с 2001 по 2003 год господин Петрашко занимал должность заместителя начальника юридического управления ГКЦБФР. Теперь пришло время успешных менеджеров.
Пока новый руководитель Комиссии избегает программных заявлений. Даже складывается ощущение, что он еще не определился со своей стратегией. Но это не так. «Мое кредо – двигаться путем эволюционных изменений к революционным результатам, – объясняет Дмитрий Тевелев. – Только постепенные преобразования дают большой кумулятивный эффект». Тем не менее «революция» в Комиссии уже свершилась, и дело не только в смене прежней власти. Судите сами. Старая система управления уже меняется – Дмитрий Тевелев максимально апеллирует в своей деятельности к мнению участников рынка и постоянно консультируется с практиками. И рынку нравятся многие выдвигаемые им предложения. Чего стоила только либерализация рынка услуг рейтингования в стране. К тому же ГКЦБФР никогда не отличалась большим влиянием в высоких кабинетах, и наблюдатели были шокированы той скоростью, с которой довольно спорные моменты стали проходить согласование и понимание в различных ведомствах, в том числе и в парламенте.
Однако делать окончательные выводы пока преждевременно. «Естественно, мне нужно какое-то время, чтобы более точно определиться в эффективности процессов, в наличии каких-то планов и их точности. Определить соответствие того, что происходит в ГКЦБФР, с требованиями, которые выдвигают и правительство, и экономическая жизнь страны. Десять дней - это не то время, за которое можно сделать такой анализ», – говорит Дмитрий Тевелев. Поэтому вопросы новой структуры Комиссии, кадровые направления и ключевые моменты функционирования фондового рынка – биржи, учетная система и какова будет роль регулятора, остаются вне комментариев. «Это действительно ключевые вопросы, но десять дней - это еще не тот срок, за который можно сформировать какую-то позицию, а тем более политику по этим серьезным направлениям. Поэтому то, что я могу вам сказать, это не может быть ответом на вопрос. Это может быть только взглядом человека на то, как он видит процессы, связанные с данными вопросами. Согласитесь, это, наверное, будет правильно. Сейчас говорить о каких-то установках, о каких-то устоявшихся взглядах на реформирование или нереформирование в той или иной сфере, наверное, было бы авантюрным», – объясняет Дмитрий Тевелев и соглашается на первое интервью в качестве нового главы Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.
Дмитрий Михайлович, ни для кого не секрет, что украинский фондовый рынок всегда являлся некой заповедной территорией, до которой у высоких чиновников всегда не доходили руки. Нынешнее правительство также не включило фондовый рынок в число приоритетных задач, разместив его где-то во втором десятке. Есть ли у нового Кабмина понимание того, что фондовый рынок является весьма значимой частью экономики страны?
Вы знаете, понимание есть. Есть понимание того, что фондовый рынок - это огромный потенциал для продвижения экономических реформ. Но нужно учитывать сложную социально-экономическую ситуацию, в которой находится сейчас страна.
Есть и еще одна проблема. Вы очень точно сказали, что в значительной степени фондовый рынок коммуникационно закрыт. Когда мы узнаем о фондовом рынке? Когда происходят крупные сделки на рынке слияний и поглощений или когда случаются крупные корпоративные конфликты. Вот тогда мы вспоминаем, что есть регулятор, фондовый рынок, биржи и что есть проблемы… Эта закрытость и предопределяет акценты постановки задач экономического развития. И уже непосредственно от игроков рынка, от государственного регулятора на этом рынке зависит и отношение Кабинета Министров и государства в целом к этому рынку.
Если мы сможем в довольно сжатые сроки показать, что данный рынок является реальным ресурсом, резервом для развития экономики, что он способен произвести серьезные перемены в финансовом состоянии страны, в вопросе привлечения инвестиций, если этот рынок покажет реальный свой потенциал и пути использования этого потенциала, о нем заговорят иначе. Естественно, и отношение к нему будет другое. В наших руках изменить эту ситуацию, сделать ее более позитивной.
Какие задачи перед вами поставил премьер-министр?
Комиссия по ценным бумагам является частью экономического блока правительства и, соответственно, руководство деятельностью всего экономического блока находится в ведении вице-премьера Сергея Тигипко. С ним у меня была обстоятельная беседа. Но речь не шла о карт-бланше на расстановку кадров. Речь шла о видении реформ, о необходимости результативных изменений на фондовом рынке.
Причем, что очень важно: безусловно, нужна стратегия развития рынка, четкий и конкретный план ее реализации, но чрезвычайно важно решить насущные вопросы сегодняшнего дня, принимать решения быстрые, точные, которые могут привести к позитивным изменениям в короткие сроки. Например, имплементация Закона «Об акционерных обществах», улучшение ситуации с интернет-трейдингом, решение проблемы депозитариев и другие. И не нужно прятаться за словами о «стратегии развития фондового рынка», о «разработке концепции»… Это необходимые вещи, и их нужно подготавливать.
Но это не значит, что разворачивая структурные масштабные реформы, мы должны забывать о проблемах рынка сегодняшнего дня. Необходим баланс между решением сегодняшних проблем и стратегическими изменениями, которые могут улучшить ситуацию на рынке.
Все, кто был до меня в кресле председателя Комиссии, члены Комиссии, специалисты, которые здесь работают – это очень профессиональные люди. Можно ли согласиться со всеми их действиями, изменениями, инициативами – трудно сказать. Может быть, и нет. Но то, что рынок существует в довольно цивилизованном, профессиональном плане – этого безусловный факт. Нужно только понимать проблемы сегодняшнего дня, ставить задачи на перспективу. И двигаться в сторону решения этих проблем и задач.
Есть проблемы, которые лежат на поверхности. Я сейчас знакомлюсь с участниками рынка, руководителями саморегулируемых организаций, с руководителями бирж, торговцами, регистраторами, депозитариями. Каждый день встречи, которые приносят огромную пользу обеим сторонам. И каждая встреча - это конкретная постановка задач, конкретная попытка найти пути ее решения.
На рынке опасаются, что ваши длительные дружеские и партнерские отношения с Ринатом Ахметовым будут влиять на работу Комиссии…
Я не уверен, что мой ответ принесет вам удовлетворение, если я скажу, что не знаком лично с Ринатом Ахметовым. Моя деятельность на предприятиях, входящих в структуру СКМ, связана исключительно с выполнением моих функциональных, профессиональных обязанностей. Так сложилось, что мне было предложено работать на таких предприятиях, как «Павлоградуголь», «Комсомолец Донбасса», «Днепроэнерго». Но это не были дружеские отношения. Я старался делать свою работу честно и профессионально. Результаты были неплохие. Говорить о каких-то взаимоотношениях с Ахметовым, как и с другими представителями большого бизнеса, я не могу. Я бы гордился этими отношениями со всеми представителями большого бизнеса, но у меня их нет. В этом, возможно, тоже есть одна из причин моего назначения. У меня нет ни перед кем обязательств. Я считаю, что это хорошо.
Вы планируете обновлять состав Госкомиссии, как это сделал ваш предшественник? Будет ли меняться структура ГКЦБФР?
У меня нет претензий к профессионализму людей, которые здесь работают. Были ли они назначены сюда по квотам или нет, я даже не разбираюсь. Есть сегодняшний состав Комиссии, члены Комиссии, руководители департаментов. У меня нет оснований предъявлять кому бы то ни было претензии относительно непрофессионального отношения к делу или непрофессиональной подготовки. Возможно, в процессе нашей работы такие основания могут появиться. Это возможно в любой работе.
Я не пришел сюда с командой людей, которых я обязательно хочу сюда посадить. Хочу увидеть, как будет работать уже сложившийся коллектив. Хочу консолидировать этот коллектив. Возможно, провести более четкое структурирование зон ответственности.
А уже в процессе работы будет понятно, кто является человеком, который нужен регулятору, начиная с меня, а какие позиции требуют усиления. У меня нет задачи все ломать, всех менять, что-то моментально перестраивать. Задача организовать нормальную работу. Определить верные достижимые потенциально эффективные цели и к этим целям идти.
Как вы видите дальнейшее развитие биржевого рынка? Насколько необходимо рынку такое количество площадок с абсолютно одинаковым инструментарием?
Вопрос не в количестве, а в системе их работы. Существуют разные подходы. Есть страны, пример которых показывает, что для функционирования фондового рынка достаточно одной биржи. Есть американская модель, где наряду с двумя основными биржами функционируют много специализированных площадок. Немецкая модель предполагает одну ключевую биржу во Франкфурте и около 15 бирж, которые входят в биржевой конгломерат. Мы изучаем разные модели функционировании биржевого рынка, чтобы в скором времени предложить оптимальный вариант для Украины. Пока я считаю, что у нас много бирж, из которых реально работающих две-три. Делать выводы о том, хорошо это или плохо, пока слишком рано.
Может ли Украина пойти по пути соседей, которые в будущем планируют объединить две крупнейшие площадки страны в одну (речь идет о России – слияние РТС и ММВБ)? В Украине такой сценарий возможен?
На мой взгляд, сейчас должна идти речь о некой технологической консолидации бирж. Главное, чтобы это было выгодно рынку и удобно для инвесторов. Чтобы та система, которая будет существовать в Украине, отвечала их потребностям и потребностям экономики в целом. И конкурировать биржи, если они все-таки имеются в количестве больше одной, должны качеством сервиса, разнообразием услуг и тарифами на обслуживание. Если они создают такие возможности для участников рынка – рынок сам определит, где ему удобнее торговать. Наша задача сделать так, чтобы биржи были более эффективными.
Если говорить о биржах, об инфраструктуре фондового рынка в целом, то большой проблемой является отсутствие передовых технологий и ресурсов. Фондовый рынок должен функционировать в большом количестве денег. Если их в Украине недостаточно, значит надо создавать условия, чтобы ресурсы сюда направлялись. Ведь на сегодняшний день мы идем к инвестору, наши эмитенты теми или иными способами выходят на рынки капитала за рубежом: выходят на IPO, торгуются на западных площадках, ищут иностранных инвесторов. Но мы мало прилагаем усилий для того, чтобы западный инвестор пришел сюда. А почему он сюда не идет? Из-за технологической неготовности нашего рынка.
Приход сюда иностранного капитала, в том числе российского, – это дополнительные возможности для технологического развития и потенциального притока капитала. Разве это плохо? Я так не считаю. Будет ли это проблемой в будущем? Не готов сейчас говорить. Последствия таких действий нужно тщательно анализировать.
Какова ваша позиция относительно украинских депозитариев – ВДЦБ и НДУ?
Давайте будем реалистами. Нагромождение проблем во взаимоотношениях между депозитариями настолько велико, что их решение потребует определенного времени. Что нужно решить немедленно – это вопрос их технологической консолидации. Это открытие корсчетов в первую очередь. Нужно сделать так, чтобы, несмотря на наличие сложных ситуаций, система работала, рынок работал, депозитарная система была надежной для инвесторов. Это надо делать сегодня. Что касается перспективы, то давайте посмотрим: 86% Национального депозитария Украины у Комиссии по ценным бумагам. Если взять ВДЦБ, то 25% контролирует Национальный банк и еще столько же государственные банки. Где-то под 50% тоже выйдем. То есть и там и там у государства в одном случае формально абсолютный контроль, в другом случае - значительный контроль. Разве это не должно создавать условия для создания целостной депозитарной системы в стране? И, на мой взгляд, сегодня не столь важно встать в третью позицию и говорить: «Нам нужен один депозитарий». Нет, главное, чтобы заработала система, инвестор чувствовал себя комфортно, и чтобы игроки чувствовали себя комфортно в отношении учета прав собственности. Следующие шаги - это уже надо будет вместе с Нацбанком, с руководством ВДЦБ, НДУ разрабатывать стратегию выхода из этой неоднозначной, я бы сказал, двусмысленной ситуации, которая сегодня сложилась.
ГКЦБФР удалось добиться налаживания корреспондентских отношений между Всеукраинским депозитарием ценным бумаг (ВДЦБ) и Национальным депозитарием Украины (НДУ), хотя пока еще в ограниченном виде. Будете ли вы дальше пытаться влиять на этот процесс, подталкивать данные структуры к интеграции?
Я не просто готов, я буду это инициировать. Просто я буду это делать не сегодня. Мне нужны предложения и серьезная аргументация. А они не рождаются спонтанно. Нужны хорошие консультации, в том числе с руководством ВДЦБ и НДУ, с профессиональными участниками рынка для того, чтобы выработать дорожку к разрешению двусмысленной ситуации в депозитарной системе.
Многие участники рынка говорят о необходимости ужесточения регулирования рынка за счет повышения стоимости лицензий, дабы отсеять недобросовестных игроков. Но станет ли это панацеей для рынка?
Вы сами прекрасно понимаете, для чего создаются такие компании. До бесконечности повышать плату за лицензию невозможно. А делать ее разумно большой… наверное, имеет смысл об этом подумать. Анонсировать какие-то решения в этом отношении я сегодня не готов. Лицензионные условия должны быть построены не на принципах увеличения стоимости лицензии или платы за раскрытие информации. Главными должны быть вещи, связанные с профессиональным отношением участников рынка к выполнению своих функций. Например, контроль за профессиональной подготовкой, профессиональной организацией, профессиональным обеспечением и профессиональным выполнением своих ролей на рынке. Вот четыре элемента. Но контроль должен быть очень точным.
Отдушины
Кулинария, чтение, футбол – вот три отдушины, когда я могу просто забыться и реализовать себя в чем-то другом. Я очень люблю готовить. Собираю книги по кулинарии.
О книгах
Года три-четыре назад я «запал» на мемуарную литературу. Очень люблю мемуары политиков и кинорежиссеров. Не люблю артистов. Когда читаешь их воспоминания примерно одного времени или занятых в одном и том же театре или снимавшихся в одних и тех же фильмах – очень много противоречий и неточностей получается. И кто из них врет, трудно определить. Режиссеры – это всегда интересно. Это руководители процесса. Когда читаешь мемуары режиссеров, невольно понимаешь, как строится процесс, выстраиваются взаимоотношения между людьми, как идет «постановка дела». Отдельная категория – политическая мемуаристика. Последней книгой были мемуары Георгия Шахназарова, бывшего консультанта ЦК КПСС и генеральных секретарей. Просто кладезь интересных мыслей и формул управления.
О футболе
Это страсть. Это жизнь. Это человеческая трагедия и комедия. Я являюсь болельщиком футбольного клуба «Шахтер» с четырех лет. В Донецке за старым стадионом «Шахтера» есть огромный террикон, куда отец водил меня за руку и куда приходили все, кто не смог достать билеты на матч. С террикона как на ладони было видно футбольное поле стадиона «Шахтер». Как я мог не любить футбол? Вы не сможете найти другой пример из жизни, где в одном месте собирается 50 тыс. человек и в одном порыве, на одном дыхании радуются или огорчаются. Десятки тысяч людей дышат и воспринимают все одинаково. Футбол - это не просто игра. Это модель человеческих взаимоотношений. Все, что есть в жизни, сконцентрировано в этой игре. Поэтому она и «игра миллионов». Изучаю футбольную статистику и помню много цифр. Друзья иногда даже шутят, что я не любитель футбола, а профессиональный болельщик. Я люблю болеть за футбол.
О кухне
Предпочитаю славянскую кухню, не разделяя ее на украинскую, русскую или белорусскую. Европейская кухня (в том числе и французская) – это кухня компонентов. Она мало занимается основным продуктом, а все внимание сконцентрировано на соусах и элементах оформления. Взять, к примеру, мясо: его просто обжаривают, а вот соус - это то, над чем они работают. Славянская кухня занимается основным продуктом – фаршировкой, шпигованием, настаиванием, вымачиванием, перекручиванием и т.д. Это настраивает и в жизни заниматься основным, а не какими-то вспомогательными вещами.
О дружбе
Есть очень много людей, которых я счел бы за честь назвать своими друзьями. И счел бы за честь, чтобы они считали меня своим другом. Просто слово «друг» в моем понимании - это очень весомая вещь, очень значимая. Называть себя другом какого-то человека – большая ответственность. Гораздо более почетно и благородно, когда кто-то говорит обо мне, что он мой друг.
О времени
Мое первое образование научило меня никогда не рассуждать в сослагательном наклонении - «что было бы, если бы». Я очень конкретный человек и люблю очень конкретные вещи, события, планы и конкретную их реализацию. А вот «если бы», «может быть» не воспринимаю.
Всього компаній-членів | 284 | на 30.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 30.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 30.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 30.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 30.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |